Российские города сейчас совершают большой урбанистический рывок. Где-то (например, в Москве) к революционным изменениям городской среды уже привыкли, а чье-то лидерство (например, Челябинска) в таких вопросах не искушенного наблюдателя удивляет.
Недостаток зеленых зон в больших городах из-за их постоянной застройки – это проблема, которую приходится решать многим мегаполисам. Даже появился термин экоурбанизм, подразумевающий эффективную гибридность между природой и инженерией. Архитекторы думают, как перестать считать природу врагом и максимально использовать ее блага, а сооружения проектировать так, чтобы естественно вписать в ландшафт городской среды.
В мире существуют примеры успешной реализации идей экологического урбанизма. Можно вспомнить проект по спасению заболоченной набережной возле канала Гу Дао в китайском Тяньцзине, где придумали «Стратегию Губкового города». Вертикальное озеленение с фруктовыми и овощными балконами воплощают в брюссельском парке-районе Tour & Taxis на месте заброшенного морского порта и старого рыбного рынка.
Проекты экоурбанизма в действии есть и в России. Кроме Москвы, которая задает тон в этом направлении, тренд появился и в других городах. Например, в Казани застройщики создают все больше парков и экопространств. В Тобольске получил господдержку основанный на принципах экоурбанизации проект благоустройства Александровского сада.
Максимально использовать природу во благо решили и в городе, расположенном недалеко старейших в мире Уральских гор, Челябинске. В этом мегаполисе есть река Миасс. Она бежит по всему Челябинску, в том числе по центру. Городское давление сыграло для нее плохую службу — русло сузилось из-за обмеления, где-то река заросла камышом, а набережной как таковой в миллионном городе просто не было. Все началось меняться, когда в конце 2020 года местные власти представили грандиозный проект по обустройству 115 километров набережной. Часть проекта уже реализовали.
Эксперты уверены, что это будет уникальный для России объект — самая длинная единая набережная система. Она объединит пять районов города (всего в Челябинске их семь), по которым протекает река. Береговую линию разделят при этом на так называемые волны – спортивную, культурную и оздоровительную. На набережной предусмотрены и каскадные зоны с парками, и велодорожки, и небольшие «инстаграмные» мостики, по которым можно переходить реку и фотографироваться (больших мостов только в километровой зоне в центре города аж три – они существуют давно). Город встрепенулся от этого проекта — по берегам реки уже появляются новые современные жилые комплексы с пентхаусами.
Прогулочную зону на набережной в центре города открыли еще в сентябре 2021 года. Там есть и спуск к реке для катания на сапах и каяках, и большой сквер с амфитеатром и сценой, и огромная детская площадка со скалодромом, кораблем исследователя и другими уникальными пока для страны малыми формами. Есть, конечно, и привычные торгово-выставочные павильоны, кафе. Провели здесь и дополнительное озеленение. Даже здание бывшей электростанции прекрасно вписали в проект набережной, на базе этого объекта планируют открыть музей. Федеральные эксперты, в том числе из авторитетного архитектурного телеграм-канала «Архитектурные излишества» высоко оценили уже появившуюся часть набережной, присвоив ей своеобразный «Знак качества»: «Набережная Миасса - реализация 2021 года - в Челябинске образцовая и восхитительная».
Природный объект – реку – в Челябинске не просто гармонично вписывают в городской дизайн, но и решают сразу несколько задач, в том числе экологических. Проект по реабилитации реки Миасс в центре города касается очистки поверхности воды и дна, решения проблем попадания стоков, сужения русла, укрепления береговой полосы. Река оживает и начинает создавать в городе новые центры притяжения.