С 5 декабря вступили в действия ограничения стоимости российской нефти, принятые европейскими странами. Россия заявила, что не будет поставлять энергоносители в те страны, которые ввели потолок цен. Страны ОПЕК пока взяли паузу в вопросе снижения добычи
Как отреагировали мировые рынки на новые правила на нефтерынке, что ждать российской экономике, а также как отразится дефицит дизеля на украинском фронте — обсуждали в соцсетях эксперты.
Профессор ВШЭ Коган пока видит сдержанность в поведении инвесторов, но все внимание на Китай: «Просыпаюсь — и первым делом к монитору. И где же там она, родная? Почем сегодня нефть торгуется? Сегодня, 5 декабря, вступил в действие так называемый потолок цен на российскую нефть.
Кроме того, вчера состоялось очередное заседание ОПЕК+, где, как, собственно, и ожидалось, решили немного подождать, ничего нового не делать и посмотреть на нефтяные котировки.
Также с сегодняшнего дня вступило в действие эмбарго на морские поставки российской нефти в страны Евросоюза.
Что происходит? Пока ничего особенного.
Нефтяные котировки в небольшом плюсе, но без особого энтузиазма.
Brent — плюс 1,25%.
WTI — примерно там же.
Что еще интересного происходит в мире?
Фьючерсы на Америку — в нулях.
Индекс DXY — продолжает лететь вниз, что удивительно. Уже 104,1(!).
Евро к доллару скоро достигнет 1,06.
Фунт — выше 1,23.
Доходности американских десятилеток — тоже все спокойно, 3,53.
Золото — еще плюс $ 12, уже $ 1809 за тройскую унцию. Здесь ничего удивительного: ослабление доллара — вот и результат по золоту. Но все равно бодренько так это.
Прямо-таки благодать! Где нервотрепка инвесторов? Где улетевшая в космос нефть? Где бегство от риска?
Рождественское ралли? С чего бы это? Или обглоданная индюшка до сих пор придает бодрости и сил?
Ждем сегодня новых выступлений российских официальных лиц. Впрочем, все уже было сказано: Россия «будет продавать нефть и нефтепродукты только в страны, которые будут работать на рыночных условиях, даже если придется сократить добычу».
Я бы оценил текущую ситуацию как некое затишье перед серьезной волатильностью. Понятно, что отмена ковидных ограничений в Китае очень благотворно действует на рынки. Вот где реальный позитив! Индекс Hang Seng в моменте плюс 3,4%. А позитив на китайском рынке частично передается на остальные площадки. Посмотрим. Пока занимаю выжидательную позицию. Все может очень быстро измениться.
P. S. Скорее всего, увидим сегодня и в ближайшее время тренд на дальнейшее ослабление российского рубля. Однако также без истерики».
Экономический журналист Павел Демидович проанализировал, как будет меняться логистика и кто заработает больше всего на санкциях, а кто потеряет: «С введением "потолка цен" для российской нефти западные политики дали своим избирателям четкий ориентир, по которому и будут проверять их эффективность. Если к середине 2023 года окажется, что "потолок цен" не работает, то западные лидеры будут выглядеть в глазах своих народов как компания клоунов. Надевать носы и парики политические лидеры не любят, и поэтому будут "докручивать" санкционные механизмы до тех пор, пока результат их работы будет не стыдно предъявить избирателям.
Санкционные эксперты сейчас будут внимательно отслеживать попытки обойти санкции или найти в них баги и лазейки.
Уже сейчас в Европе вызывает вопросы позиция Турции, которая становится одним из главных выгодоприобретателей конфликта, в том числе в плане поставок российской нефти. Турция не присоединилась с начала декабря к эмбарго на импорт российской нефти, в отличие от Евросоюза. Получая нефть из России, эта страна последние месяцы активно наращивает поставки продуктов нефтепереработки в США и Европу. Пока Брюссель не вводил ограничений на импорт в Европу нефтепродуктов из третьих стран, полученных из российской нефти. Но чем активнее будут перестраиваться логистические цепочки, тем быстрее придёт тот день, когда лавирование Турции на нефтяных поставках станет все более скользким.
В феврале 2023 года Европа вводит запрет на поставки российских нефтепродуктов. А с перенаправлением этой продукции проблема посложнее, чем с сырой нефтью: затруднены морские поставки, флот меньше, ниже рыночный спрос. Возникнет соблазн для отечественных игроков "отмыть" часть поставок через Турцию. И вот за этими попытками "турецкого транзита" будут следить очень внимательно.
Иран регулярно пробует вывести на мировой рынок свои нефтепродукты, но получается это с переменным успехом — Вашингтон не дремлет. В конце сентября, к примеру, США ввели санкции в отношении индийской компании Tibalaji Petrochem за покупку иранских нефтепродуктов, которые потом были перепроданы в Китай».
Украинский эксперт энергорынка Сергей Куюн прогнозирует дефицит топлива и рост цен на него: «Оперативный срез текущей ситуации на основных направлениях поставки топлива на Украину.
Болгария: полное прекращение экспорта из-за неопределенности дальнейшей работы лукойловского НПЗ в Бургасе.
Румыния: задержка танкеров из-за погодных условий, ремонт резервуаров порта Констанца, заблокирован причал из-за подозрений в российском происхождении дизтоплива, слухи об остановке лукойловского НПЗ "Петротел" из-за санкций.
Греция: нет предложений.
Турция: отказ украинских компаний от дизеля НПЗ STAR из-за недостаточной морозостойкости, отсутствия свободных партий в порту Opet (слухи о том, что товарищам указали на недопустимость обработки российского топлива и "перебивки" документов с целью дальнейшей продажи).
Италия: турбулентность из-за национализации крупнейшего лукойловского НПЗ ISAB на Сицилии.
Польша: ограниченность ресурса и срывы в графике поставки из-за загруженности железных дорог, в частности из-за увеличения объемов перевозки угля.
Есть и общие для всех проблемы. Российскую нефть замещают другими сортами, которые преимущественно более легкие. То есть отбор средних дистиллятов — дизеля и авиакеросина — меньше. А именно это наиболее популярные позиции в Европе. Из позитива — увеличение выпуска бензина, с ним ситуация на рынке намного лучше.
К чему это ведет и уже привело? К росту цен и услуг по перевозке топлива морем и сушей. Эти индикаторы уже приближаются к весенним. За последние пару недель премии (хотелки международных трейдеров) уже выросли на $ 70–80/т (до 3 грн/л). Но даже те, кто готов накинуть и 100, не могут получить продукт, потому что его нет.
Нас ждут 2–3 месяца турбулентности, пока европейский рынок не адаптируется сначала к нефтяным, а затем и нефтепродуктовым санкциям. А сейчас выглядит так, что мы эти санкции почувствовали первыми. Вопрос даже не в цене, а в наличии продукта. Да, мы имеем все возможности привезти, главное, чтобы было что.
Поэтому не стоит торопиться хейтить наших союзников за потолок в $ 60/барр. на российскую нефть. Вопрос не в цене, а в том, чтобы не было дефицита. Потому что получим и дефицит, и космические цены».
Журналист и политик Дмитрий Василец считает санкции бессмысленными: «Евросоюз освободил Венгрию от ограничения цены на нефть, об этом заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.
После этой новости смысл введения "потолка цен" на российскую нефть крайне сомнителен, ведь, как известно, после покупки российской нефти Венгрией нефть становится "венгерской" и продается по рыночным ценам всем остальным странам Евросоюза.
При этом все покупатели российской нефти по рыночной цене у Венгрии, по всей видимости, про себя будут повторять "ага, получи, Путин")))
И, кстати, режим антироссийских санкций при этом формально не нарушается».