Современные дети выросли в информационную эпоху, в мире, в котором основным фактором производства является информация, в мире, в котором с раннего возраста их окружают разнообразные гаджеты – от компьютеров до мобильных телефонов и планшетов, видеоигры и Интернет. Как следствие, детям с раннего возраста приходится воспринимать с экранов огромные потоки и волны цифровой информации, которая дается отдельными фрагментами, становится все более сжатой и не несет глубокого смысла, контекста.
Эти процессы модифицируют когнитивный стиль, то есть меняют пути и способы запоминания и восприятия информации, процесса мышления детей. Происходит уход от линейного глубокого восприятия информации к клиповому, поверхностному и фрагментарному.
Можно отметить как негативные, так и позитивные последствия развития клипового мышления у детей. К позитивным можно отнести способность к быстрому и легкому переключению ученика с одного вида деятельности на другой, способность решать несколько несложных задач одновременно. У учащихся сформирован защитный механизм психики, и ученик может воспринимать большой объем информации в сжатой и лаконичной форме, развито образное мышление.
Однако есть и негативные последствия развития данного мышления у детей. Это снижение концентрации внимания, способности понимать, анализировать. Дети поверхностно воспринимают полученную информацию, не могут делать глубокие выводы. Как следствие, у них снижается способность к сопереживанию, усиливается подверженность манипуляциям, ухудшается эффективность обучения, дети становятся рассеянны и склонны к упрощению выводов в решении задач, а также в принятии решений. Начинает преобладать конкретное мышление над абстрактным, формируется скудный словарный запас и гиперактивность.
Как педагог может адаптировать процесс обучения в современную цифровую информационную эпоху? Следует выстраивать свои уроки с учетом специфики и особенностей клипового мышления. Большое внимание уделять формированию у детей понятийного мышления, способствовать развитию памяти, отсекать и фильтровать ненужную информацию. Давать ее в краткой и сжатой форме, но обязательно уделять внимание связи различных информационных фрагментов, развитию у учащихся причинно-следственных цепочек (причины – факт – последствия события/явления). Прибегать на уроках к ярким образам, способствующим лучшему запоминанию и усвоению новой информации, с помощью коротких и интересных аудио- и видеофрагментов, схем, картинок, фотографий. Уходить от лекционного способа подачи информации, менять пассивное восприятие на активное, то есть давать возможность учащимся самим находить информацию, анализировать ее. Способствовать формированию у обучающихся навыка структурировать и систематизировать информацию, поступающую из различных источников, складывать единую картину, анализировать и делать общие выводы, оценивать полученный результат. Развивать критическое мышление и способность к сопереживанию. Использовать способность детей к многозадачности: переключать виды деятельности на уроке, делать между ними перерывы, использовать разный формат подачи материала.
Какие методы будут способствовать эффективному обучению? Техника «инсерт», фишбоун, метод парадоксов и «шесть шляп мышления», метод «трех стульев», метод свободных ассоциаций (эти методы способствуют формированию критического мышления), участие детей в дискуссиях, дебатах, мозговых штурмах, викторинах, интерактивных играх, в проектной деятельности.
Мир уже не будет прежним, и клиповое мышление детей – это данность, с которой педагогам придется сталкиваться в своей работе каждый день. Необходимо менять образовательный процесс, подходы к восприятию, получению и запоминанию информации с учетом сформировавшегося у детей клипового мышления, а не только заниматься его профилактикой.
Анна ЗУЙКОВА, учитель истории и обществознания школы №2009
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».