Найти тему
Курган и курганцы

Кристина Домрачева: «Быть собой в любых обстоятельствах»

Курганский фотохудожник и дизайнер поделилась, что для неё Искусство

В этом и прошлом году в Курганском областном художественном музее можно было увидеть работы фотохудожника и дизайнера Кристины Домрачевой. Прошло четыре выставки, в которых она принимала участие: тематические и сезонные, где фотограф экспонировалась наравне с зауральскими живописцами и графиками. Девушка рассказала о себе и своих проектах.

– Кристина, сколько лет ты уже фотографируешь?

-2

– Лет 12. Можно сказать, с 2010 года я целенаправленно занимаюсь тем, чтобы фотография не была пустой, чтобы рождался какой-то концепт. Стараюсь уловить суть в обычных вещах и транслировать это в своём стиле.

Достаточно много в меня заложил Александр Сергеев. Он тогда публиковался на международных сайтах и почти всегда входил в десятку лучших фотографов. Изначально отсматривали по 800 кадров, из которых выбирали один-два хороших. Что мне нравилось в его подходе – он всегда находил плюсы и мог чётко указать направление. Отойти на пару шагов назад или развернуть камеру под углом два градуса, чтобы сложилась более удачная композиция.

На занятиях Сергеева мы работали со светом, учились позировать друг другу в фотостудии, иногда выезжали на пленэр. Бродили по окрестностям и искали интересные текстуры. Мне говорили: «Зачем ты лазишь по всем этим подворотням и мусоркам? Что ты там находишь?» Тогда у меня стало формироваться вот это чувство прекрасного. Смотри, какая текстурная труба, а там идут тени и блики. По сути, всё – труба. Всё вокруг нас.

– Что было после текстур?

-3

– Начала снимать жанр и наблюдать за людьми, особенно в путешествиях. Параллельно фотографировала обнажённую женскую натуру. Затем в моём окружении появилась модель, которая считывала эмоции примерно как я и вкладывала в мои фотографии свою пластику. До этого времени, до 2016 года, я находилась в некой изоляции. В тот момент начался диалог с людьми, с окружающим миром.

Дальше – больше. Снимала дизайнерские коллекции (одежду, ювелирку), контент для социальных сетей – beauty-мастеров и продукцию. Всегда тщательно подбирала моделей, чтобы их внутренний или внешний образ не противоречили задачам проекта. Думаю, в этом плане я далеко продвинулась.

Появилось увлечение неоном, контрастом световых оттенков. Классической светотени стало недостаточно. Захотелось роскоши, лоска, ретуши. В тот момент на кожу я добавляла отливающую серебром фактуру. Стала подмастерьем в одной курганской фотостудии. У меня была возможность попробовать всё, что захочу.

– А когда ты успела поработать в театре?

-4

– В августе 2020 года как дизайнер пришла в «Гулливер», где работала до весны 2022 года, там и углубилась в тему архетипов. В театре очень глубоко погружаются в обрядовые, природные, инстинктные вещи. Рождение спектакля или куклы словно рождение ребенка. Мы, зрители, видим вершину айсберга, действительно проделанная работа скрыта от глаз.

В театре я верстала местные афиши, репертуарный план, рекламные баннеры, открытки и флаеры. Полностью разработала проект новой вывески. Отсняла где-то дюжину спектаклей.

Одно из самых невероятных событий в моей жизни – знакомство с главным художником Татьяной Ивановной Терещенко. Я очень благодарна ей за внимание, чуткость и заботу обо мне как о творческой личности. Появилось понимание пространства листа и виденье того, что хочется транслировать.

– Твоя первая фотовыставка была в театре? Как она называлась?

-5

– «Время войны». Её приурочили к 9 Мая. В прошлом году сначала была фотоинсталляция в «Гулливере», а потом пригласили в художественный музей. На тот момент я исследовала тему становления женской чувственности. Не скажу, что она прям куда-то становится. Она раскрывается. Для меня стало открытием, что я могу считывать эмоциональные состояния людей, настроение, некоторые психологические моменты.

Поскольку война как таковая мне была не слишком близка, я решила показать именно процесс становления личности. Глубоко изучила вопрос, даже вспомнила какие-то племенные вещи, когда человека посвящают в воина. Раньше в этом было больше достоинства. Шпионов, тройного дна не существовало. Была возможность попрощаться с погибшими. И эта жертва войне считалась священной. В мифологическом мировосприятии, как я открыла для себя, война – это событие, которое являлось завершением одного этапа, и началом чего-то нового.

Не хотелось показывать ужасы войны, смерть. Стала исследовать то, как люди превосходят войну в себе, как справляются с различным внутренним сопротивлением или транслируют разные его формы во вне. Пришла к выводу, что именно страсть к жизни, внутренний Эрос позволяют нам преодолевать препятствия.

Фотовыставка стала олицетворением матери, её самоотверженности, вообще женской природы, показала, насколько война ей противоречит. Хотела донести, что нужно уважать то, к чему тебя влечёт, но при этом не нарушать границы других людей, тогда в мире будет спокойнее.

– Какие ещё твои фотовыставки прошли в художественном музее?

-6

– Следующая, к 130-летию Булгакова, называлась «Посвящение мастеру». Вернисаж был 9 июля 2021 года. Я снимала девушку, получились иллюстрации разных психологических состояний, отсылка к Архетипам. Такое переосмысление образа Маргариты. Из 500 кадров я выбрала пять.

В ноябре прошлого года участвовала в традиционной осенней выставке курганского отделения Союза художников России, а в марте этого года – в весенней. Экспозиция засверкала моим любимым неоном. Я уже чувствовала себя как рыба в воде. На вернисаже были многие из тех, кто проявлял ко мне участие и поддерживал.

В искусстве нет места стряпне. Оно как бы Вечное. Для меня искусство – это Проектирование. Не истерика, а проектирование. Когда ты целенаправленно что-то создаёшь.

Всё творчество происходит благодаря формированию Личности. Если я что-то не осознаю в своих работах, то я, в первую очередь, не осознаю этого в себе. Соответственно, если у меня что-то выглядит, упаси боже, вульгарно или некрасиво, то это моя проблема. Не то что проблема, это зона, которую я не исследовала.

Мои фотографии появляются не потому, что я в чем-то чувствую себя ущемлённой или мне чего-то не хватает в жизни. Наоборот: ещё как хватает, и я хочу эту страсть донести через свои работы. Страсть к жизни. Создавать, на самом деле, не сложно.

– А что сложно?

-7

– Быть. Быть собой в любых обстоятельствах, оставаться верным себе, иначе нет смысла в том, кем ты являешься, раз не используешь это.

Я часто сталкивалась с тем, что меня не понимают. А, в общем-то, почему меня должны понимать? Каждый поймёт настолько, насколько горазд, воспитан, начитан. Достаточно того, что ты сам понимаешь и можешь с кем-то разделить. Идешь на выставку и смотришь на свои работы глазами человека, с которым стоишь рядом. Он делится с тобой своими впечатлениями. Ты осознаёшь: неважно, понимают ли меня, это я расширяю свои границы. Могу посмотреть ещё и этим взглядом, и тем.

Если ты показываешь, а тебя не видят, ну, покажи кому-то ещё. Не слышат – найди место, где разговаривать. Мы не должны терять эту веру, надежду и радость от всего, что мы делаем, просто потому что где-то кто-то что-то там ляпнул. Когда ты взрослый человек, то понимаешь, что у тебя есть руки, ноги и голова, в конце концов, сегодня у человека плохое настроение, а завтра хорошее, и дело вообще не в тебе.

Если говорить о том, чем я занимаюсь после театра, да, всем, чем хочу. Меня сейчас вообще ничего не ограничивает. Сама выбираю, с какими клиентами работать.

Нет ничего плохого в том, чтобы делать то же, что и другие. Да ради бога. Другой вопрос, если кто-то будет делать, как я. Возможно ли это вообще? Это нереально. У каждого определённый эмоциональный опыт, своя база, видение. Фрагментами есть схожесть, но в целом будет иначе.

– Сейчас тебе комфортно в Кургане?

– Мне максимально комфортно. Дистанционно работаю с другими городами. Мне нравится здесь жить. У меня здесь семья. Нравится природа – у всех есть дачи и сады. С одной стороны, рыба вырастает под размер аквариума. С другой, художник – это такой человек Мира. И здесь можно найти свой круг. Самое интересное – когда есть другое живое творческое существо, которое в себя вбирает, преобразует и выдает. Я очень благодарна, что случилась эта беседа, пожалуй, как нельзя кстати. Этот взгляд со стороны – самая прекрасная вещь в творчестве.

Для справки

Кристина Домрачева родилась в Екатеринбурге. В возрасте 1,5 лет вместе с семьёй переехала в Курган. Фотографией начала заниматься со старшей школы – в студии фотографа, художника и дизайнера Александра Сергеева. Поступила в Уральский государственный архитектурно-художественный университет. Сейчас живёт и работает в столице Зауралья.