Новый год без фейерверка – праздник на ветер, в прямом смысле этого слова. И если раньше у нас фейерверк был доступен только "Илите", то теперь в каждом дворе канонады не утихают до утра, соревнуются кто дольше, и кто круче.
Зачем мы так громко встречаем Новый год и доводим до кондрашки всех собак в округе – как раз расскажу.
Несмотря на то, что слово «фейерверк» - немецкое, и реанимировал эту забаву для нас Петр I, изобрели первые салюты в Китае. Кто-то додумался поджечь палочку бамбука, и она взорвалась. Вернее, сок в ней начал испаряться, гореть — и рванул. Получилось страшно и красиво, и страшно красиво. Древние китайцы очень этого боялись, но потом решили, что такое дикое, но симпатишное сочетание может и злых духов пугать, тех самых, которые в то время повадились поедать урожай с рисовых полей. А злой дух Ниан иногда путал людей с растениями, и вообще ел всех подряд. Взрывной бамбук назвали «пао чак». Защищал он их до XI века, пока монахи в поисках эликсира бессмертия не смешали (совершенно, конечно же, случайно) серу, селитру и древесный уголь. Получился некрасивый странный серый порошок. Но он красиво горел и еще красивее взрывался. И тогда неугомонные монахи набили им бамбуковую палочку и бросили в костер. Уделались не только сами монахи, злые духи, но и вся округа, потому что кроме оглушительного звука получилась впечатляющая картинка. Химические эксперименты пошли в гору, фейерверки стали разнообразнее и красочнее, и император ввел на них монополию, но не корысти ради, а чтобы включить в церемонию жертвоприношения Юй Хуан-ли – покровителю дома и уюта в нем. Он охранял людей от злых духов и приносил каждой семье удачу и благополучие. Доступ к заветным бамбуковым стеблям имели только монахи. Так у них появилась параллельная профессия пиротехников. К XII веку взрывать салюты полагалось строго по протоколу: красный – как символ нерушимости Китайской империи, голубой – жизненный путь, зеленый – символ земли и жизни, желтый – богатство. Чтобы за один выстрел угодить всем богам сразу, монахи старались вложить максимум разноцветия и грохота. Всем хотелось быть здоровыми и удачливыми, поэтому каждый религиозный праздник стал сопровождаться масштабными салютами и празднествами. Постепенно бамбук сменился на бумагу, и из монастырей разошелся по полям боя, добавив к силе воинов психологическую травму. Но традиция взрывать разноцветные салюты по разным поводам прочно закрепилась во многих странах.
Сегодня мы покупаем фейерверки, когда хотим отметить важное событие, или когда совсем плохо идут дела — на Востоке есть поверье, что салют по-прежнему разгоняет злых духов и привлекает нужные вам результаты.
Бенгальские огни, хлопушки, даже самые простые фейерверки – символ нового года и новой жизни, даже нам, искушенным интернетами и полетами на Луну, по-прежнему переворачивают с головы до пяток, и мы взрываемся эмоциями вместе с ними. Но именно этот эффект и должен происходить на стыке времени в новогоднюю ночь – наше обновление, восторг, страх перед черным бесконечным небом и восхищение тем, как яркий свет побеждает ночь, невежество и тьму. Это символично и жизнеутверждающе. И поэтому так нравится нам и добрым духам.
А еще, испугавшиеся люди неосознанно обнимают рядом стоящих храбрых, а обнимашки, даже внезапные, это всегда хороший феншуй!
Белой дороги, и больше вам ярких эмоций и впечатлений!
#шаман #карагай #шаманкарагай