Данные исследования, приведенные в статье Известий, неутешительные, но вполне закономерные с учетом последних тенденций. И так, каждый второй торговый центр находится на гране банкротства, 200 моллов выставили на продажу, и еще 70-100 на подходе. Печальнее всего обстановка в Санкт-Петербурге - число торговых центров на продажу выросло +50% за год.
В статье разберем, кто виноват - и что делать предпринимателям в текущей ситуации - а именно тем, кто связан с арендой площадей и торговлей.
Корни проблем
1. Из торговых центров ушли якорные арендодатели.
Из зарубежных брендов проще перечислить тех, кто остался, чем тех, кто ушел из РФ после 24 февраля. Последний раз в торговых центрах Москвы я была в сентябре - там было почти также пустынно, как после зомби-апокалипсиса.
Половина магазинов было закрыто с извиняющейся табличкой. Часть магазинов работала, но ассортимент меня не порадовал - поняла, что шоппинг теперь ждет меня только в Турции и Казахстане - благо, проблем с брендами тут нет. В кинотеатре ассортимент был унылым, а немногочисленный народ в торговых центрах направлялся, преимущественно, в кафе или магазины косметики.
Как они выживают, - тогда подумала я? А выясняется, что никак, и многие торговые центры продаются теперь с торгов или живет за счет прошлых накоплений.
А с моллами на окраинах города, куда народ ездил с детьми, чтобы провести время в IKEA, совсем туго. Туда и денег влили значительно (причем кредитных), и отбивать затраты теперь непонятно как и кем.
2. Из торговых центров уходят не только зарубежные бренды, местные тоже закрываются из-за снижения потока клиентов
К примеру, издательство, где я раньше работала, закрыло большую часть своих торговых точек в ТЦ - ведь народу просто нет в торговых центрах, а значит, аренда и затраты на персонал просто не отбиваются. Сворачивать бизнес приходится, потому, и местным брендам одежды - народ не хлынул "импортозамещаться", а предпочел искать любимые бренды одежды на маркетплейсах или в других странах (кому позволяют средства).
3. Снижение покупательской способности
Как не крути, а от снижения реальных доходов населения никуда не убежишь, а его признали даже самые консервативные аналитики. Согласно опросам ВЦИОМ - треть населения экономит теперь даже на еде, какие уж тут торговые центры и развлечения. Людям, потерявшим работу, тоже сейчас не до шоппинга - накопления они будут тратить, скорее, на предметы первой необходимости.
Уверена, что читатели мне возразят, и скажут, что в торговых центрах сейчас не так пустынно - и это понятно, на носу Новый Год, люди ищут подарки, в ноябре-декабре продажи традиционно выше, чем обычно. Но за счет этого тренда в 2 месяца торговые центры не могут выжить - ведь большинство из них строились на кредитные средства, и долги инвесторов измеряются миллиардами, а эти проценты надо отбивать.
Перспективы у подобных торговых центров печальные
Еще и потому, что многие состоятельные люди с деньгами уже покинули Россию и перевезли свой капитал за рубеж. Кто-то вернулся после сентябрьской паники, но большинство предпочло остаться до лучших и более спокойных времен в других странах.
Вот и получается, что выжить могут либо те торговые центры, которые были построены на собственные средства и находятся в удачных проходных местах, либо небольшие торговые центры, которые специализировались на секонд-хенде, фикс-прайсе, товарам для быта и недорогой доступной одежде.
Мне сразу вспомнились школьные времена, когда мы с родителями ходили на открытый рынок и мерили джинсы стоя на картонке. К таким временам все вряд ли вернется, но формат крытых рынков с недорогой одеждой будет, очевидно, развиваться.
Ну а крупные торговые центры ждет незавидная судьба. Часть из них, кто не сможет расплатится по долгам и вылезти из убытков, снесут - а земельные участки под ними отдадут под строительство новых жилых комплексов. Предпринимателям, кто арендует площади в торговых центрах, тоже придется не сладко.
Что делать предпринимателям, которые занимаются торговлей?
Не тешить себя иллюзиями, что вот-вот все скоро закончится и улучшится, необходимо действовать:
1. просить скидку у арендодателя в связи со снижением клиентского потока;
2. собирать контакты покупателей через карты лояльности или социальные сети - чтобы проинформировать их в случае переезда.
2. осваивать маркетплейсы - Озон, Вайлдберриз и т.д.
3. развивать свой сайт, продажи в телеграм и вотсап-группах, форумах
4. пересмотреть ассортимент в пользу более практичных, и в тоже время бюджетных вещей
5. изучить тему параллельного импорта (актуально ли это для вас)
И, конечно же, важно быть в контакте со своим покупателем - сейчас это важно как никогда. Узнать, что ему нужно и что не хватает сейчас, что он ищет. Битва за платежеспособного клиента сейчас будет не слабая, и я желаю вам в ней победить, несмотря на происходящие трудности.
Если вы занимаетесь торговлей, поделитесь своими наблюдениями - что изменилось в вашем бизнесе, как вы адаптировались к новым условиям и удалось ли вам сохранить прибыль? Если бизнес пришлось закрыть, а торговлю приостановить - тоже расскажите об этом, чем занимаетесь сейчас
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!