Найти тему

СТАВИМ ЗВУКИ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА (ЧАСТЬ 3. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В, Вь, Ф, Фь)

Мы уже рассмотрели способы постановки гласных звуков https://clck.ru/32quLN, и согласных звуков раннего онтогенеза М, Мь, П, Пь, Б, Бь https://clck.ru/32s2Pn.

Сегодня поговорим о способах постановки согласных звуков: губно-зубных (В, Вь, Ф, Фь,).

Вначале давайте рассмотрим артикуляцию звуков Ф, В и Фь, Вь в норме.
Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята.
Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой.
Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя рассеянная идет через рот.
При произнесении звонкого звука В голосовые связки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос; ощущается вибрация гортани и подбородка.
При произнесении звуков Фь, Вь нижняя губа менее напряжена, чем при произнесение Ф, В, средняя часть языка приподнята.

Варианты неправильного произношения звуков Ф, В.
1. Губы сближены, воздух проходит между ними. Возможны два варианта губного произношения:
- воздушная струя ослаблена, звуки несколько напоминают П, Б;
- воздух не выходит за пределы губ. Получается, звук Ф - просто зажатый выдох, звук В - глуше обычного и напоминает английский В.
2. Звуки артикулируются правильно, но плохо слышны. Причиной данного нарушения является неправильный выдох, воздух уходит в нос.
3. Язык высовывается между зубами, воздух проходит между ним и верхними резцами.
Аналогично нарушается произношение звуков Фь, Вь.

1. Подготовительный этап - упражнения.
"Заборчик": улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге. Удерживаем положение под счет до 5.
"Расческа". Расскажите ребенку, что во рту есть расческа, которой можно причесать губки. Закусите нижнюю губу и «причешите» (потрите) ее верхними зубами, затем верхнюю и «причешите» ее нижними зубами.
"Кролик": зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
"Лягушка ловит": опускаем и поднимаем нижнюю губу.
"Ниже нижнюю губу опущу я, как смогу".

-2

Способы постановки звука Ф.
1. По подражанию
Игра "Ежик". "Это кто в траве шуршит и забавно так фырчит – ф-ф-ф…
весь в иголках, не возьмешь, кто же это? Это еж!" Предложите ребенку пофыркать, как ежик.
2. По показу артикуляции.
Показываем ребенку артикуляцию звука Ф: немного закусываем нижнюю губу верхними резцами. Ребенок повторяет за вами. Далее подносим ладошку ребенка снизу к его рту и просим подуть на ладошку. Звук "чувствуется" на нижней губе и верхних зубах, "просачивается" через них. При этом ребенок не должен напрягать губы.
В дальнейшем пусть ребенок не закусывает нижнюю губу, а просто прикасается к ней верхними резцами.
3. Предлагаем ребенку подуть на неплотно сомкнутые губы. В этот момент поднимаем двумя пальцами нижнюю губу к верхним резцам. Пользуемся этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

-3

Способы постановки звука В.
1. От звука Ф с добавлением голоса.
2. От опорного звука У. Пока ребенок произносит звук У, приподнимаем пальцем его нижнюю губу.
3. По подражанию. Попросите ребенка подуть, как ветер: в-в-в.

-4

Для получения звуков Фь, Вь, добавляем к Ф, В гласные И, Е, Ё, Ю, Я.

Особенности постановки звуков при неправильном прикусе.
Если у ребенка открытый прикус, при постановке звуков прижимаем пальцем нижнюю губу одновременно к нижним и верхним резцам, закрывая зазор между зубами.
Если у ребенка дистальный прикус, нужно следить, чтобы нижняя губа прикасалась к остриям верхних резцов. Иначе губа может уходить под верхние резцы.
Если у ребенка мезиальный прикус, можно сформировать временное произношение звуков, при котором нижние резцы прикасаются к верхней губе.

После постановки звуков, автоматизируем их с слогах, словах, предложениях.

-5
-6

В следующей статье мы рассмотрим способы постановки других согласных звуков раннего онтогенеза. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Надеюсь, что статья была полезной.
Ставим лайк, подписываемся на мой канал!

#постановка_звуков_раннего_онтогенеза #логопедекатеринбург #фефекты_речи #постановка_гласных_звуков
#_logoshp_ #постановка_звуков_ф_в