Риски автоматизации российского рынка труда изучили в Центре трудовых исследований НИУ ВШЭ. Как выяснилось, существенный риск потери работы есть только для 11,2% работающих.
Любая профессия представляет собой сочетание большого количества сложных задач. Все их условно можно разделить на два вида: рутинные и нерутинные. Рутинность далеко не всегда отражает элементарность и простоту действий, либо деление на физический и умственный труд. Она лишь подчеркивает их однотипность, пригодность для представления в виде алгоритма. Она не связана с требуемым уровнем квалификации: рутинными могут быть как требующие высокой квалификации задачи, так и наоборот.
Для труда, в котором доля рутинной работы превышает 70% достаточно высок потенциал автоматизации. Именно такого значения показатель достигает у 71 профессии, на которые и приходятся 11,2% всех занятых. Самая уязвимая категория работников в России с точки зрения угрозы автоматизации — офисные служащие, а наиболее безопасно себя могут чувствовать руководители и специалисты высшей квалификации. Для большинства остальных профессий в России, риск замещения роботами крайне низок.
Руководители и специалисты высшего звена в большинстве случаев решают аналитические и интерактивные задачи. Специалисты среднего уровня квалификации заняты рутинными и когнитивными задачами и в меньшей степени физическими. У офисных служащих преобладают рутинные когнитивные задачи (три четверти их времени). В сфере услуг и торговли почти половина рабочего времени уходит на выполнение физической работы. Сельскохозяйственные, квалифицированные, полу- и неквалифицированные рабочие заняты в основном физической работой (у последних она занимает почти 80% времени).
У всех перечисленных групп, за исключением офисных работников, доминируют нерутинные задачи, так что именно для служащих риск компьютеризации их работы максимален. Также он довольно высок для квалифицированных и полуквалифицированных рабочих и специалистов среднего уровня квалификации. Ниже всего значение индекса рутинности (и, соответственно, вероятность потерять работу из-за автоматизации) — у руководителей и наиболее квалифицированных специалистов.
Как поясняет один из авторов исследования, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ,Владимир Гимпельсон: «...мы пока не наблюдаем решительной перестройки рынка труда и структуры общества, которые казались неизбежными фантастам и футуристам XX века.»
Кроме того, замещение людей автоматикой не всегда оправдано экономически. Так, высокая оплата труда наемных сотрудников в условной Японии, может привести к автоматизации их труда. Но ту же работу будет невыгодно автоматизировать в условной Индии.