На прошлой неделе в Одессе и некоторых других городах Украины люди вышли на протесты, связанные с отключениями света. Как рассказывают сами одесситы, перекрывшие накануне перекрёсток на пересечении улицы Королёва и проспекта Глушко (надо же, не декоммунизировали до сих пор), практически вся Одесса и Одесская область живёт без электричества, и у большинства его нет уже более двух суток.
Кроме электричества во многих одесских домах нет воды и отопления, и это на фоне всё более ощутимого дыхания приближающейся зимы. Кроме того, в городе увеличилось количество автомобильных аварий, так как светофоры не работают.
Нечто похожее происходит и в Киеве. По данным источников в Киевской мэрии, на состоявшемся в отделе образования совещании с директорами столичных школ было сказано, что город готовят к полному отсутствию электричества минимум на четверо суток.
Информацию подтверждают и в Нацполиции. Киевских полицейских переводят на усиленный вариант несения службы в условиях предстоящего блэкаута. Временное отключение электричества якобы необходимо для устранения последствий недавних ракетных ударов и подготовки города к полному отсутствию электроснабжения.
В общем, ситуация печальная, но никаких попыток со стороны властей решить вопросы не наблюдается. Никаких кроме одной — тактики лжи и репрессий.
Как пишут украинские паблики, технологи Офиса президента приняли решение не сеять панику среди украинцев относительно ситуации с критической инфраструктурой, не нагнетать истерию вокруг продолжающихся отключений света и постараться купировать месседжи о том, что, вероятно, придётся эвакуировать целые города.
Наверху потребовали от СБУ запретить публикации обо всех случаях проявления народного недовольства. В ОП оперативно прошло совещание, все получили инструкции по дискредитации любых протестов. С помощью прикормленных СМИ, тг-каналов и аккаунтов в соцсетях киевский режим принялся разгонять удобные нарративы о якобы слитых методичках ФСБ, будто это Россия раскачивает украинские возмущения. В итоге в украинском медиа-поле сейчас существует только одна линия: «мы переживаем зиму и победим врага, а все кто против — агенты Кремля!»
СБУ и весь силовой блок уже начали работу, и чем дальше, тем больше будут пытаться запугивать людей. Как сообщил спикер областной военной администрации Сергей Братчук, в Одессе людьми, выступающими против отключений света, уже занялась Служба безопасности Украины. Для Офиса президента крайне важно сделать послушными массы, чтобы те сидели, молчали и терпели, при этом время от времени похлопывая в ладоши и размахивая флажками. Получается пока так себе.
Как пишет тг-канал «Легитимный», все попытки «офисных троллей» заклеймить предателями, ватниками и дураками тех, кто выходит на протесты из-за отсутствия света, воды и тепла, особого успеха не имели.
Тем не менее, по сути, Зеленский надеется провернуть тот же трюк, что с информацией о возможном вторжении российской армии накануне 24 февраля, когда все об этом знали, но молчали и упорно опровергали на всех уровнях.
А ведь по данным из украинских источников, Банковая якобы ещё месяц назад получила из Кремля ультиматум, в котором говорилось, что если переговорный процесс не возобновится в ноябре, то вся энергетическая система Украины будет уничтожена.
Вместо того, чтобы поверить в серьёзность намерений России (а не поверить было сложно), Зеленский начал торговаться, выдвигая заранее неприемлемые условия, вроде обмена пленными по формуле «всех на всех» или полного контроля Украины над Запорожской АЭС.
А между тем, по мнению украинских энергетиков, энергосистема страны уже разрушена минимум на 50%, а согласно расчётам украинских военных, Россия имеет возможность в самое ближайшее время вернуть Украину в каменный век, для чего хватит всего 3—4 интенсивных ракетных атак.
На Банковой всё это понимают, но предпочитают упорствовать. Некоторые эксперты полагают, что Москва, пытаясь таким образом склонить Киев к переговорам, не учитывает (впрочем, не в первый уже раз), фактора безвыходности.
Для Зеленского одинаково проигрышной выглядит ситуация с остановкой ракетных ударов ценой перемирия или продолжение уничтожения украинской энергосистемы в случае отказа от мирного диалога.
И то, и другое вызовет (как мы видим, уже вызывает) волну народных протестов. Но если первый вариант равен по сути капитуляции и означает для нынешней верхушки Украины политическую (а, возможно, и не только) смерть, то второй оставляет, пусть и небольшое, пространство для манёвра, когда можно продолжать играть на патриотических чувствах украинцев, а всех возмущённых скопом записывать в предатели. К тому же такая тактика ведёт к затягиванию времени, а это тоже немаловажный плюс для Зеленского.
Так что Кремлю надо не на психику украинцев и украинского руководства давить, устраивая «конец света» в одной отдельно взятой стране, а методично уничтожать инфраструктуру (и не только энергетическую) Украины с целью ослабить военный потенциал ВСУ. Именно таким нехитрым способом можно принудить Киев не только к началу переговоров, но и сделать его более сговорчивым, вплоть до капитуляции.