Как сложно нам бывает найти взаимопонимания с самыми близкими людьми, которые иногда нам кажутся самыми далекими. Как детские обиды не позволяют нам выстраивать осознанные взрослые отношения? Отсутствие диалога, понимания… казалось бы, за основу взята классическая тема Отцов и Детей, но в более близком для нас ракурсе. Тут уже не противоположность взглядов поколений, тут ментальные обиды, борьба с фобиями и как катарсис принятие… принятие – уже любимое слово в наше время…
«Время года зима» – режиссерский дебют Светланы Устиновой. Картина частично основана на автобиографических событиях жизни молодого режиссера и ее молодой мамы.
История глазами молодой девушки Кати (Юлия Снигирь), у которой есть мама (Евгения Добровольская), с которой у них непростые отношения. Начинается фильм с сурового кулака мамы на выступлении маленькой Кати 7 марта 1994 года. На сцене хор «Аистенок», в котором Катя – солистка. Полный зал родителей, мама, счастливый папа, который пытается запечатлеть момент гордости за ребенка. И все бы ничего, только ребенок боится петь и с горем пополам вступает в первые ноты песни, до боли знакомой каждому из нас – «Мама – первое слово». Казалось бы, все должны умилиться, но нет, нежная песня о маме станет главным триггером для всей картины. Вот и положено начало главной линии фильма.
Нас возвращают в наше время, где Катя – успешный организатор мероприятий, который пытается устроить праздник для дочери богатой, но неудавшейся балерины в исполнении Екатерины Варнавы. Балерина искренне пытается реализовать свои детские мечты в своем ребенке. Тут достаточно банальная и понятная линия, особенно в современном мире. Многие узнают в этом себя, в эпоху беспокойства о своем ментальном здоровье, более 60 процентов людей травмированы именно абьюзивными отношениями в семье, чаще всего от отношения мамы-абьюзера. И нет, не подумайте, мама не становится плохой в этом контексте, ведь важен подтекст – это внимание к своим близким, это постановка желаний другого человека выше своих, это умение слушать и слышать другого человека, даже маленького человека. Киноманы скажут, что арка персонажа Варнавы сырая. Отчасти да, но мне больше это видится с точки зрения театра – такой Шекспир, где сцены осознано не показаны, ведь главный катарсис должен наступить не в линии этой семьи… Хотя увидеть Варнаву в пачке и кроссовках – это очень забавно и мило.
В картине много юмора, он иногда кажется, что он не к месту и даже режет слух. Но ведь это же как в жизни – когда смешно, тогда не страшно. Тут и сгоревшие котлеты, и папа, пьющий водку втихаря... Кстати, о папе в исполнении Александра Лыкова – он просто шикарен, у него не так много экранного времени, но за это время он удивит вас своей чуткостью к дочери, юмором, желанием сблизится, принеся на кассете запись с хором «Аистенок», вниманием и теплотой.
Но вернемся к маме с дочкой… Весь фильм пропитан болью, которая меняет свой уровень от пиано к форте. С самого начала дочь не верит в болезнь матери. И даже своеобразный список дел, нарисованный карандашом на стене, она воспринимает как попытку привлечь внимание к себе. В квартире у мамы – разруха, указывающая на следы распада личности.
Взаимная неприязнь матери и дочери, их непонимание друг друга мы видим на протяжении половины фильма. Здесь и обиды дочери – за то, что она всегда должна быть хорошей, лучшей. Катя на протяжении всей жизни пытается угодить маме. А мама, в свою очередь, всегда была требовательной, правдивой, обижалась на дочь и считала, что та всегда играла в команде с папой: «Вечно у вас все хорошие, а я одна плохая». Но героиня Добровольской – не тоталитарная мама. Она поддерживает дочь, когда та приходит пьяная, когда у той проблемы с молодым человеком; она беспокоится за её здоровье, она пытается и быть другом, но какой ребенок сможет это услышать, если он привык слышать упреки и нравоучения?
Для Кати мама – человек, который поселил в ней огромное количество комплексов.
Но она её мама… как только девушка узнает диагноз матери, наступает этап сближения, принятия и попытки понять.
В финале картины Катя смотрит вместе с мамой запись от 7 марта 1994 года. На сцене – солистка хора Катя с огромным бантом на голове и слезами на глазах, в зале сидят мама и папа, которые её поддерживают. Через три минуты просмотра съемки героиня понимает, что всю свою жизнь она жила с ложными воспоминаниями и на самом деле мама поддерживала её всегда.
Фильм больной, тяжелый, а главное, по-человечески важный. Неужели для того чтобы понять, что происходит с нами и с нашими близкими, нам нужно, чтобы случилось что-то страшное, например какая-то болезнь. Например, Альцгеймер? Я уверена, что после просмотра фильма вам очень захочется позвонить маме… Только не забудьте позвонить. Пойду позвоню…
На правах рекламы. 24 ноября фильм выйдет в прокат. Идите и пригласите с собой маму.
Наташа Мурашова, Серебряный Дождь