Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Кроме литературы...

Кроме литературы...

В самом деле, «кроме литературы чем и дышать, опускаясь на дно морское? Чем и внушать себе, что после дна – ещё одно и земля не шар?» (Михаил Щербаков)

Впрочем, сегодня, когда я это пишу, не зная, что будет завтра и послезавтра, дышать стало полегче. Первый снег промыл воздух. Стало просторней. Лес с крыльца, запираемого на зиму, виден насквозь.

Хорошая книжка - Вадим Пугач, «Кентавры на мосту». Мне настолько понравился этот короткий энергичный, смешной и печальный роман, писаный с подчёркнутой оглядкой на «Кентавра» Апдайка и «Улисса» Джойса (и Башня в начале романа появляется, и главы озаглавлены именами Муз), что я боюсь его хвалить.

Учитель всех русских критиков неистовый Виссарион Белинский главной задачей критика назвал - «Беречь кошелёк читателя...» А я вот расхвалю, елико возможно, вы мне поверите, раскошелитесь на «Кентавров...» и разочаруетесь.

Что это за … «Педагогическая поэма»? Ну, вышибли талантливого, пьющего обормота, учителя литературы из прекрасной, частной школы – зарубежные поездки на средства владельца, талантливые дети (каждый описан, обрисован, вычерчен – не забудешь), своеобычные, великолепные учителя – а обормота, хорошо работающего, вышибли.

Так ведь сам виноват. Изменились времена. Владелец школы с учётом изменившихся обстоятельств привёл в школу двух кадровиков, понятно откуда. Ну и не задирай этих двух. Не подкалывай их. Ну, глупые, ну, злые, ну, необразованные, ничем кроме денег и возможности делать гадости ближним не озабоченные, ну и обогни их (или обгони), постарайся минимизировать с ними общение.

Но ты же язвишь, издеваешься, тебе же сам чёрт не брат. Ты ж глотнул воздух свободы. Откашляйся, а то захлебнёшься. Ну вот и захлебнулся. А вот и не захлебнулся.

Читатель (в данном случае, я) понимает – выплывет. Потому что есть любимое дело. А раз оно есть, то оно само его найдёт. Удержит на плаву талантливого, пьющего обормота – учителя литературы, Омского.

Вадим Пугач Кентавры на мосту. – Спб, «Геликон Плюс», 2022 – 280 с.

Никита Елисеев

Вернуться на страницу журнала "Пригород"