Ленинград очень интересный город, и мои командировки туда были интересными.
Первая моя командировка в этот город была сразу после окончания мной университета и поступления в аспирантуру в 1950 году. Командировка была на первую Всесоюзную конференцию по акустике. Жили мы тогда в гостинице «Астория» в огромном номере, в котором ночевало 15 человек. Конференция была удивительно скромная и проходила в небольшой аудитории. Это была единственная Акустическая Всесоюзная конференция, на которой я первый и единственный раз был просто слушателем без доклада. На всех остальных конференциях я делал доклады.
На эту конференцию меня взял с собой мой руководитель профессор Г.С. Горелик, поскольку моя тема диссертации была по акустике. Мне надо было построить теорию акустических или механических флуктуаций наподобие уже построенной теории электрических флуктуаций.
На этой конференции вокруг Г.С. Горелика образовался научный клуб из знакомых ему ученых. Среди них выделялся Михаил Александрович Исакович. Он водил клуб по Ленинграду, рассказывая интересные истории о создании столицы и ее архитектуре. Он рассказывал и о своей научной работе, которая поражала своей оригинальностью и простотой. В ней показано, что в эмульсиях есть дисперсия скорости звука. Скорость звука в эмульсиях, согласно Исаковичу, зависела от частоты звука. По этой зависимости можно определить размер частичек эмульсии. Однако измерить эту зависимость нельзя, так как дисперсия скорости звука в эмульсиях много меньше точности измерения дисперсии.
Это меня так сильно заинтересовало, что я, приехав домой, стал день и ночь думать, как измерить крошечную дисперсию. И придумал новый способ изменения дисперсии, обладающий высокой точностью. Реализация этого способа стала темой моей кандидатской диссертации, которую я успешно защитил. Так эта первая моя командировка в Ленинград помогла мне стать кандидатом наук, что открыло мне дорогу в большую науку.
В Ленинграде в бывшем Царском Селе в царском дворце был Акустический Институт Военно-морского флота. Сотрудниками этого Института, с которыми я работал, имели звания капитанов первого ранга. Стоит этому капитану появиться на палубе военного корабля, как матросы начинают скандировать «Здра Же Товарищ Ка Пе Ганга!» Один такой мой московский «капеганга», став адмиралом, получил назначение в Ленинград в качестве начальника Акустического Института.
Приняв командование Институтом, адмирал позвонил мне, и пригласил меня к себе, обещая шикарный прием. В этой командировке меня на аэродроме встретила машина адмирала и повезла в Екатерининский дворец, где, по словам адмирала, меня устроят на ночлег. Не устроили, но посоветовали поехать в военную гостиницу в Ленинград. Поехали на той же машине в Ленинград. И там меня не устроили. Тогда я попросил водителя отвести меня в Эрмитаж - в гостиницу Академии Наук СССР. Там, к удивлению водителя, меня шикарно приняли, и я отпустил его.
Утром на электричке через станции, названия которых знакомы с детства по книжкам, приехал во дворец к адмиралу, и мы наметили с ним план совместных исследований.
Продолжение следует
#историиизжизни #наука