Анализ проблемного поля. По итогам круглых столов «Наших детей в школе не любят» и «Невидимая угроза»
Задачей проведенных диалогов было проявить проблему, увидеть ее глазами специалистов, работающих с замещающими семьями, другими детьми из уязвимых категорий и глазами школьных учителей.
Понять причину нарастания проблемы, как видят проблему учителя изнутри и что могут предложить специалисты.
Совместно оценить причины изменений, перспективы и возможности для компенсации и выравнивания ситуации.
Важные наблюдения
Мнения специалистов.
Нужно учить детей говорить и готовить план действий
Ангелина Лангинен. Клинический психолог. Методист школьных психологов Пушкинского района
Самое главное — детей нужно учить просить о помощи. Дети это не умеют. Сталкиваясь с какой-то трудной ситуацией они обращаются к родителям и, как мы обсуждали недавно на конференции, когда подросток приходит на консультацию у нее психолог спрашивает "Ты вообще родителям говорила, что тебя обижают в классе?”, а она говорит "Ну как я скажу маме — она расстроиться, а у нее маленький ребенок (там сестренка родилась). Не буду говорить”. Мальчика спрашивают “Говорил родителям?” — "Ну, да, папе говорил, папа сказал — разбирайся сам, мужик ты или не мужик!”. Это очень частые случаи. Дети, конечно же, быстрее понимают, что что-то происходит неправильное в классе и они, в принципе, готовы говорить. Другой вопрос, что взрослые не готовы это слышать. Поэтому мой призыв — обсуждать заранее что мы будем делать. Вот пришли родители на родительское собрание, там они обсуждают какие-то вопросы праздников, оценок и среди всего остального нужно обсуждать что будем делать, если у нас случиться какая-то такая неприятная история — есть ли у нас план.
Важно, чтобы учитель не оставался один
Наталья Николаевна Ерофеева. Кризисный психолог, руководитель методической антибуллинговой службы, автор и тренер образовательных программ для педагогов и школьных специалистов (АНО ДПО "Институт социальных услуг" ВЕКТОР", г. Пермь)
Когда с этой темой заходишь, каждый из субъектов, например, социально-педагогическая служба или администрация, они так внутренне напрягаются — что сейчас скажут специалисты, чья это ответственность, чья это вина, если в школе буллинг? Мы говорим о том, что никогда не справиться если не объединить всех. Хотя бы родитель и психолог. Если идет просвещение, то большей части колектива, чтобы не только один педагог мог заметить. Если классный руководитель не заметил — не страшно, но есть же предметники, которые ведут класс. И оп, один заметил, другой, третий и они понимают что такое буллинг, как он отличается от конфликта. Есть задача и в просвещении и в механизмах кооперации и объединения специалистов и учителей. И в этом, действительно, нужна поддержка и помощь.
Ответсвенность родителя в выстраивании коммуникации с учителем
Наталья Викторовна Андреева.
Как было бы здорово, когда каждый в своей роли — родитель, специалист, учитель — для начала на своем месте вернулся в свои рамки и свои границы. Чтобы учитель понимал, когда он находится с самыми разными детьми — и гиперактивными, с невротическими расстройствами — это все дети «норма», которые идут в обычную школу. Безусловно, учителям приходится откликаться на ту ситуацию реальности, которая у них есть. Невозможно ни заставить человека, ни дать ему инструменты, которыми он не сможет пользоваться, если не понимает, что они ему действительно важны, для чего они и какую роль он готов занимать.
Та же самая ситуация по родителям. Основная часть над которой мы работаем — когда мы предлагаем приемным родителям поддержку. Профессиональная позиция приемного родителя должна быть достаточно активной и, конечно же, все время пополняемой. Что за ребенок в моем доме, какие у него конкретные особенности. Есть особенности приемных детей, которым учили в Школе приемных родителей, а есть особенности моего личного приемного ребенка, который 24 часа в сутки со мной. Если у него тревожное расстройство, то это не значит, что оно такое же как у Васи из соседнего подъезда.
Мы считаем, что это ответственность, в том числе и самого родителя, — научиться выстраивать этот путь коммуникации. Как понять ребенка, как учителю разъяснить и объединить с ним усилия. В большей степени мы можем это ждать от родителя, ведь это же он индивидуальный представитель этого ребенка, а учитель — представитель всего класса. Это родителю важнее подойти к учителю и выстроить контакт.
Нужна удобная профессиональная инфраструктура
Юлия Олеговна Шевяхова. Заместитель директора по развитию ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют». Почетный работник общего образования, Почетный знак «За вклад в развитие муниципального округа Ясенево», финалист конкурса "Учителя года Москвы - 2020", Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование»
Служба сопровождения у нас очень большая — 144 ребенка и 100 сотрудников работают у нас в школе. Службы сопровождения — это психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Здесь самое важное в том, что их информация, их заключения, то о чем они нам говорят, попадает в единую базу данных внутри школы, построенную на основе программ 1C CRM, которые позволяют учителю видеть все результаты исследований, которые проводят специалисты службы сопровождения. Есть определенные обозначения, которые понятны педагогу. Красный, зеленый, желтый цвет — на что нужно обратить внимание. И внизу появляются рекомендации для учителя — как с этим ребенком лучше работать на уроке для того, чтобы ему было комфортно. Учитель-предметник, открывая профиль ученика тоже может понять как ему выстраивать работу.
Лечить труднее чем предупредить
Андрей Геннадьевич Батраков. Директор Белгородского ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья»
У нас такого опыта большого в теме буллинга нет. В своей организации мы обучили психолога по этому направлению. Совместно, в группе работает психолог с социальными педагогами. У нас конкретно таких было три-четыре случая. К нам поступают дети уже взрослые и с ними проводиться анкетирование, тестирование — не ждем когда начнутся проблемы, а начинаем сразу. Такой у нас подход, который дает потом результаты. Стараемся заранее провести профилактику с воспитанниками — на ранних этапах. И, конечно, в каждой ситуации — индивидуальный подход.
Поиск причин, индивидуальный подход и профилактика проблем, потому что лечить труднее чем предупредить. Если сравнивать, то часто когда люди болеют и стараются оттянуть момент и попозже пойти к врачу. А у врача потом глаза на лоб «почему вы так долго ждали».
У нас всегда внимательно изучается вопрос по каждому ребенку, проводиться оценка жизненной ситуации и создается картина, которая потом анализируется. Где риска нет — там особого внимания не уделяем, а где риск есть — внимательно изучаем чем он вызван.