Мы все знаем эту картину ещё со школьных лет. Но мало кто понял тайный её смысл и увидел основных персонажей сюжета. Рассмотрим всё по порядку - не пожалеете!
Это полотно наделало много шума в своё время. Впервые она демонстрировалась на академической выставке 1862 года, и была замечена не только ценителями искусства, но широкой общественностью.
Описаны случаи, когда намеченный брак не состоялся после того, как жених ознакамливался с этой картиной. До сих пор на неё не рекомендуется смотреть женихам, которые заметно старше своих невест. Картина подняла социальную проблему венчания бедных девушек.
Но почему именно эта картина имела такой резонанс? Что в ней особенного? Тема неравного брака описывалась и другими художниками. И у Самого Василия Пукирева есть полотна - драматические, сложные, разоблачающие. Но именно "Неравный брак" прославила художника на столетие вперед.
На картине нет отчаянной драмы со слезами и заламыванием рук. Всё чинно, спокойно, по правилам. Но ощущается что-то таинственное, неземное и волшебное в сцене венчания.
Если присмотреться, то справа от жениха находится ещё одна невеста под вуалью? И у неё странный наряд, хоть и белый, но это не платье, а как будто простыня. Так это простыня и есть, а именно погребальный саванн.
И эта невеста - старушка, по возрасту под стать самому жениху. Что она здесь делает? Почему на венчании две невесты? И что у неё за странный взгляд на жениха, какой-то недобрый, колючий. Что он ей сделал?
Но есть ещё одна невеста. Смотрите за священника. Людей там не должно быть по всем канонам, но там ещё одна старушка - невеста.
Итого, на картине венчания, три невесты? И они обе недобро так смотрят на жениха. Эти невесты прописана как-то несмело, еле уловимо, почти намёком. Как такое может быть, что главные участники события с трудом различимы? Да и жених их не замечает. И никто на них не смотрит, как будто там и нет никого.
Наверное, вы уже догадались, что эти старушки - не живые люди, а призраки, видения. Но почему же эти старушки в свадебном наряде? Это души двух бывших жен жениха. Они решили посетить церемонию, так как сами венчалась с этим человеком и уже давно умерли. Ведь жениху уже столько лет, что многие его ровесники давно покинули живой мир. Призракам не безразлична жизнь их бывшего мужа. Души бывших невест осуждает это венчание, это видно по выражениям их лиц.
Нетипичная обстановка, чувствуете?
Но церемония продолжается, и священник одевает кольцо на палец юной невесте. Теперь таинство венчания воспринимается по-другому. Здесь присутствует тайные участники, открывается второй смысл, отчего глубина трагедии, происходящая на картине усиливается. Ведь не только ныне живущие осуждают такое деяние, но даже царство мёртвых выражает недовольство.
Картина находится в Третьяковской Галерее. Оно большое с размерами 1, 73 м X 1, 36 м и мимо пройти не получится. Посмотрите, картина заслуживает своих зрителей.
Василий Пукирев создал это полотно в самом начале своей художественной деятельности. Ему было 28 лет и он как раз заканчивал художественную академию. Картина сразу получила высокую оценку. И художнику было присвоено звание Профессора.
И больше у Василия не было шедевров. Он преподавал живопись, писал другие жанровые работы, но не имея успеха и умер в бедности в возрасте 58 лет. Художник не обладал хорошим здоровьем, возможно, поэтому он и оставил нам в наследство только одно полотно, признанное мировым сообществом.