Много лет назад, в далеком 1958 году, журналисты решили выяснить, где же образование лучше: в США или в СССР. Результаты эксперимента американского издания Life оказались поразительными и перевернули жизнь миллионов людей.
Стивен Лапекас и Алеша Кусков
Началось всё с того, что СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Запад был шокирован: как так? Почему страна, едва придя в себя после Второй мировой, развивается так быстро?
Тогда-то у сотрудников журнала Life и появилась теория: искать объяснение успехов СССР надо в системе образования. Репортеры придумали беспрецедентный проект: они решили выбрать двух школьников — советского и американского — и в течение месяца ежедневно следить за их жизнью.
Честь представлять США выпала Стивену Лапекасу из Чикаго, СССР — Алексею Кускову из московской школы №49. На фото парни выглядели, как день и ночь: Стивен — румяный и улыбчивый, Алексей — серьезный и даже хмурый. Как вспоминал потом Кусков, фотограф специально поставил его так, чтобы солнце светило в глаза.
Мальчикам не сказали, что их двое, и что теперь каждый представляет свою страну. Обоим лишь сообщили: журналисты хотят понаблюдать, как живут и учатся подростки, и потому не надо делать ничего особенного — пусть всё идет, как обычно. Репортеры месяц сопровождали ребят с утра до вечера, а потом опубликовали фоторепортаж.
Скандальная статья
Снимки произвели ошеломительный эффект. Каждый был иллюстрацией того, насколько СССР превосходит Америку. Алексей выглядел серьезным молодым человеком, увлеченным учебой, Стивен — глуповатым тинейджером, которого более всего интересуют удовольствия.
Вот Лапекас отвечает у доски, а учительница на задней парте листает гламурный журнал, не обращая на ученика внимания. А вот сосредоточенный Кусков сидит в химической лаборатории, вокруг него — колбы и пробирки.
Алексей учит английский — Стивен, неловко улыбаясь, возвращается на свое место, оставив на доске нерешенную задачу. Алексей играет в в волейбол за юношескую сборную — Стивен занимается плаванием в бассейне, вцепившись в пенопластовую доску для малышей.
Советский паренек в свободное время играет в шахматы и и на пианино — американский школьник отплясывает в клубе рок-н-ролл с подружкой. Десятки фотографий, сделанных в том же духе, журналисты сопроводили выводом: «Алексей опережает Стивена в развитии почти на два года».
Реформа системы образования
Но зачему журналистам понадобилось критиковать своего соотечественника, выставляя его ленивым тугодумом? Даже школы выбрали с этим расчетом: Austin High, где учился Стивен, была общественной школой в криминальном районе Чикаго, 49-я располагалась в элитном районе Москвы.
Объясняли все слова заместителя директора Национальной гражданской комиссии по общественным школам Слоана Уилсона в том же номере. Он говорил, что американские школьники недозагружены, в самих заведениях нет лабораторий, за изучение геометрии матери Стивена приходится платить, в то время как Алексею без денег доступно огромное количество предметов.
Американцы наглядно продемонстрировали: система образования в стране находится в упадке. Так стоит ли удивляться, что СССР так легко выиграл космическую гонку?
Статья стала переломным моментом: в США начались реформы. Власти изменили школьную и вузовскую программы, подняли зарплаты преподавателям, выделили стипендии лучшим ученикам и смогли вывести образование на новый уровень. Так эта беспрецедентная история показала: иногда проигрыш одного человека оказывается победой для миллионов.