Безнадзорность – известная форма абъюза. Отчасти этот термин совпадает с более известным педагогу-психологу термином «педагогическая запущенность». Но понятие педагогической запущенности шире. Оно может включать в себя как безнадзорность (т.е. предоставленность ребенка самому себе и отсутствие элементарного ухода за ним), так и серьезные упущения в воспитании и когнитивном развитии ребенка вследствие низкого образовательного уровня или педагогической неграмотности родителей.
Например, семилетний ребенок, собирающийся в первый класс, может не назвать свой день рождения и отчество своей мамы и, живя в многоэтажном доме, не знать значение слова «подъезд». Он, несомненно, педагогически запущенный. При этом он, возможно, чисто и по сезону одет, вовремя накормлен, о нем заботятся, и он достаточно часто проводит время, общаясь с другими членами семьи. Безнадзорности здесь нет; а если к тому же он получает достаточно тепла и любви, то он вполне благополучен эмоционально. (Правда, когда он начнет учиться, ему будет труднее почувствовать себя компетентным и полюбить учебу, чем более развитым детям.)
Если ребенок вовремя не накормлен и не обеспечен необходимыми вещами, если родители днями, а то и сутками могут не общаться с ним и не знать, где он находится, то он безнадзорный. Такого ребенка в детском учреждении часто замечают, потому что он элементарно не ухожен. Это возможно, например, в семьях, где оба родителя (или родитель-одиночка) страдают зависимостью и не заботятся о ребенке, находясь в невменяемом состоянии или в семьях, ведущих антисоциальный или криминальный образ жизни. Или в случае, когда родитель в детстве сам был безнадзорным, и ему невдомек, что это такое: позаботиться о своем ребенке. По этим или по какой-то другой причине родители халатно относятся к своему ребенку и не тревожатся о нем. (Повышенная тревожность родителей, конечно, тоже создает эмоциональные проблемы для ребенка, но она благоприятнее.) В таких семьях бывает, что ребенка уже два-три дня нет дома, а родители его не ищут. Где он? Поехал к бабушке? Ночует у друга? Или сбежал из дома? Или пропал?
Детский опыт безнадзорности способствует формированию у человека тяжелых психологических проблем. Прежде всего, он реально не находится в безопасности: риск стать жертвой несчастного случая или преступления у него значительно выше, чем у других, присмотренных детей. Он не чувствует себя защищенным, не видит что родители – опора и поддержка, и что они его берегут. У него изначально существуют серьезные проблемы с доверием, потому что он чувствует себя брошенным на произвол судьбы, и ему не на кого положиться.
Человек, выросший незащищенным, с большой вероятностью станет достаточно параноидным: подозрительным и недоверчивым. С этим может быть связана повышенная агрессивность (известно кредо параноидного человека: «лучший способ защиты – нападение»).
В тяжелых случаях несформированное доверие делает человека неспособным любить, привязываться и чувствовать эмпатию, что делает агрессию этого человека разрушительной.
Если ребенка не обеспечивают самым необходимым, то такая жизнь сама по себе подталкивает его к воровству. Если ему к тому же не объяснили, «что хорошо и что плохо», риск криминализации возрастает.
Хронически безнадзорные дети всегда вырастают если и не вполне антисоциальными, то со значительной долей антисоциальности в структуре личности. Иногда уже в детском возрасте у них бывают проблемы с законом. Но даже если человек избежит криминализации, его дальнейшая жизнь будет осложнена. Если он создаст семью, то будет испытывать трудности с тем, как строить отношения на основе любви и доверия и заботиться о детях. В работе – с тем, чтобы брать на себя обязательства, быть ответственным и сотрудничать. Все эти умения, которые могут казаться естественными, формируются у человека в детстве во взаимодействии с семьей, которая о нем заботится. Безнадзорность мешает формированию самой основы для благополучной жизни человека в обществе.
Автор: Литвинова Татьяна Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru