Найти тему
Михаил Драбкин

Сретенск, или сбоку Забайкалья

После нескольких недель в дальневосточной лиственничной тайге даурская лесостепь поражает.

-2

Стрёкот кузнечиков, жужжание неуклюже летающей саранчи, писк грызунов в траве, сдувающий комаров сухой ветер и шелест травы на склонах сопок - вместо промозглого лесного воздуха и лесной тишины, полной неясных шорохов.

-3

Если в Европейской России от тайги до степи ехать чуть ли не целый день, то в Западной Сибири это расстояние уменьшается до сотни километров, а в Забайкалье одна природная зона переходит в другую сразу, почти без предупреждения.

-4

Единственный индикатор скорого конца тайги, замеченный мной в Амурской области - это появление белоствольных берёз, разбавляющих собой лиственницу и создающих дальневосточный аналог нашего родного смешанного леса.
Впрочем, Шилка, крупнейший из двух истоков Амура, течёт по очень живописной местности, где южные склоны - это степные участки, северные - это сосново-берёзовые леса и луга, а многочисленные ложбины и верхушки некоторых сопок украшены перелесками и отдельными деревьями, расставленными так, как будто тут приложил руку ландшафтный дизайнер.

-5

Чем дальше на восток по Забайкальскому краю, тем глубже становится долина Шилки, и город Сретенск прижат к берегу крутым склоном, западнее и восточнее города переходящим в крутые обрывы, а железная дорога на противоположном берегу и вовсе идёт по пробитому в скале карнизу.

-6

В самом конце XIX и начале XX века бывший настоящими воротами на Дальний Восток, все последние десятилетия Сретенск - настоящий медвежий угол на востоке Забайкальского края.

-7

Ещё до революции Транссиб достроили до Дальнего Востока, и сплав из Сретенска по Шилке и Амуру потерял актуальность, а сретенский вокзал превратился в транспортный тупик: магистральная железная дорога покидает речную долину в нескольких десятках километров западнее, у станции Куэнга.

-8

В советское время, помимо золота, эти места специализировались на обороне от китайской военной угрозы: тут дислоцировались немалые воинские контингенты. Но после 1991 года от тех подразделений осталась лишь небольшая часть, а в 2021 году окончательно встал последний локомотив местной экономики - судостроительный завод в соседнем посёлке Кокуй, который, кроме океанских рыболовецких судов (!), строил в том числе и катера для охраны границы.

-9

Сретенск за последние 30 лет опустел примерно наполовину, городская ткань зияет дырами пустырей, но всё же от короткого бума в начале прошлого столетия в городе осталось совсем немало.

-10

И центральные кварталы Сретенска выглядят даже лучше, чем соседний Нерчинск, который и побольше, и поживее.

-11
-12

-13

Ленина на центральной площади затмевает стоящий на постаменте пограничный катер из тех, что делались на кокуйском заводе, а трёхэтажное дореволюционное здание на той же площади смотрелось бы им уместно и на главной улице не то что губернского, а столичного города той эпохи.

-14

-15

В начале августа 2022 года в Забайкалье шли обильные дожди, Шилка поднялась и сердито шумела между пилонами единственного моста.

-16

Тупиковая железнодорожная ветка Куэнга - Сретенск, хотя и выглядит полузаброшенной, вполне себе действует: ежедневно ходит пригородный поезд до Куэнги, а раз в неделю он удлиняется аж до самой Читы.

-17

Вокзал расположен прямо напротив центра города: эпоха сретенского расцвета пришлась на то время, когда о постоянном мосте в этом месте можно было только мечтать, максимум, что тут могло быть - это понтонная переправа.

-18

А когда настоящий мост в позднесоветское время всё же соорудили, то это случилось на окраине города, в паре километров от вокзала в сторону Нерчинска.

-19

-20

Так что связь между городом и железной дорогой в Сретенска организована не сильно лучше, чем в соседнем Нерчинске, и горожане ездят в основном на маршрутках, а тупиковая железная дорога обслуживает жителей расположенных вдоль неё деревень.

-21