Найти тему

Может ли ЭКО спровоцировать рак?

В интернете очень легко «хайпануть», опубликовав пару-тройку скриншотов статей, демонстрирующих повышение рисков развития рака после ЭКО под броским заголовком «Врачи скрывают!». Пока готовилась эта статья, я прочитала несколько десятков историй о том, как рак возник прям сразу после неудачных попыток ЭКО. Доктора-убийцы, как обычно, отказываются признавать вину, и все безутешны.

Вспомогательные репродуктивные технологии – реальный шанс подарить радость родительства миллионам супружеских пар. Препараты, вызывающие созревание сразу нескольких фолликулов, эффективны, поэтому пора сосредоточиться на вопросах их долгосрочной безопасности.

Сегодня мы пытаемся научиться жить в мире медицины, основанной на доказательствах. Поэтому обсуждать возможные риски мы будем с позиций статистики и медицинской науки. У нас просто нет другого пути.

Рак яичников. Встречается редко и составляет около 3 % всех случаев рака у женщин в США и 4,4 % – в РФ. Теория «лишних овуляций» предполагает, что долгие годы овуляторных циклов без наступления беременности увеличивают риск рака яичников. Действительно, доношенная беременность и подавление овуляции с помощью КОК достоверно снижают этот риск. Логично предположить, что препараты, стимулирующие созревание множества фолликулов одновременно в одном цикле, должны повышать риск рака яичников. В доказательство этой гипотезы легко найти десятки исследований разного качества. Именно поэтому в современном мире выводы делают не на основании отдельных исследований, а на основании обзоров всех доступных данных. Самый большой систематический обзор опубликован в 2013 году – это 11 исследований «случай-контроль» и 14 когортных исследований (в общей сложности 182 972 женщин).

Несмотря на то, что часть изученных данных показала повышение риска, эксперты пришли к выводу, что:

● мы можем быть уверены в том, что не существует значимого повышения риска рака яичников после использования препаратов для лечения бесплодия у женщин.

● нет более или менее безопасных препаратов для лечения женского бесплодия, риск развития рака яичников одинаков при использовании разных препаратов. Научный поиск последних лет приходит к заключению, что рак яичников начинается в маточных трубах, на брюшине или в других органах малого таза. В самом яичнике чаще встречаются пограничные опухоли, которые потенциально могут превратиться в рак. Это примерно 15 % всех образований яичников. Прогноз у таких опухолей благоприятный – пятилетняя выживаемость составляет более 95 %. Небольшое повышение риска именно таких опухолей у пациенток после ЭКО действительно замечено исследователями.

Рак молочной железы. В теории всё выглядит очень логично. Известно, что гиперэстрогения и высокие уровни прогестерона могут привести к развитию рака груди. В циклах ВРТ как раз применяются и высокие дозы эстрогенов, и высокие дозы прогестерона. Вуаля! Несмотря на биологическую правдоподобность, результаты исследований оказались противоречивы: одни показывали увеличение риска, другие – снижение, третьи вообще не видели никакой разницы . Некоторые препараты для лечения рака молочных желез (летрозол) прекрасно «прижились» в программах стимуляции овуляции или являются близкими родственниками противораковых препаратов. Эксперты Американского общества репродуктивной медицины (American Society for Reproductive Medicine) в 2016 году опубликовали взвешенный вывод: существуют достоверные доказательства того, что препараты для лечения бесплодия не связаны с повышенным риском рака молочной железы.

Рак эндометрия. Бесплодие, связанное с нарушением овуляции, признанный риск развития рака эндометрия. СПКЯ, ожирение, сахарный диабет, нерегулярные менструации вносят ощутимый вклад в развитие гиперпластических процессов в эндометрии. Несмотря на сложность в учете дополнительных факторов риска и необходимость длительного наблюдения, сегодняшнее заключение экспертов, сделанное на основании девяти крупных исследований и трех обзоров исследований с мета-анализом, позволило прийти к выводу, что: использование препаратов для лечения бесплодия или ЭКО не увеличивает риск рака эндометрия.

Другие виды рака. Учитывая противоречивость различных исследований, связанную с небольшим количеством случаев, недостаточной продолжительностью наблюдения и множеством других методологических сложностей, выводов сделано не так много. Доказано, что препараты для лечения бесплодия:

● не повышают риск развития рака щитовидной железы;

● не повышают риск развития рака толстого кишечника;

● не повышают риск развития рака шейки матки. Недостаточно и доказательств того, что препараты для лечения бесплодия повышают риск развития меланомы.

Выводы экспертов

Бесплодие – самостоятельный фактор риска развития рака яичников, эндометрия и молочной железы, использование препаратов для лечения бесплодия не увеличивает этот риск. Небольшое повышение риска развития пограничных опухолей яичников после стимуляции овуляции и ВРТ действительно существует. Однако на основании полученных данных нельзя обосновать запрет на проведение стимуляции овуляции, чтобы избежать пограничных опухолей яичников. Современные репродуктивные технологии достаточно безопасны, но перед вступлением в протоколы ЭКО пациенток следует тщательно обследовать. Именно такие требования содержит и законодательство РФ.

Приходите дружить в Телеграм и ВК, там квизы о здоровье, разбор клинических случаев и еще много всего интересного.