— Это Паниковский, — сказал Шура, — сын лейтенанта Шмидта.
— Как, еще один сын? — сказал Остап. — Это становится забавным.
Паниковский подошел к зданию исполкома, задумчиво описал у входа восьмерку, взялся за поля шляпы обоими руками и правильно установил ее на голове, обдернул пиджак и, тяжело вздохнув, двинулся внутрь.
— У лейтенанта было три сына, — заметил Бендер, — два умных, а третий — дурак. Его нужно предостеречь.
— Не надо, — сказал Балаганов, — пусть знает в другой раз, как нарушать конвенцию.
— Что это еще за конвенция такая?
— Подождите. Потом скажу.
После двух удачных выездов на селуху по домонголу, я ожидал, что Дварф, как человек, последовательно интересующийся ржавыми железками стариной, поедет снова на то же самое место. И что мы опять поедем в компании Ниндзя. Однако вердикт напарника был суров - Яблочный Холм, и никаких вариантов. А детали, дескать, расскажу потом.
Собираясь в субботу вечером, я пытался понять, что вообще происходит. Вариантов было ровно два. Или Дварф нашел на Яблочном Холме что-то такое, что совсем уж ВАУ. Или у него дома закончилась картошка, а в местном хозяйстве она дешевле 30 рублей за килограмм, причем хорошего качества.
....
Не угадал.
Утро воскресенья, традиционный кофе, и неожиданная информация от напарника. Дескать, он на неделе на пару часов заехал на селуху вместе с Клёпой. И наша штатная ведьма, на минуточку, счастливая обладательница Эквинокса, набрала там много всякого, по большей части - интересного.
Узнав об этом, Ниндзь был несколько недоволен. Дескать, нашли место вместе, давайте на него вместе и ездить. Не то, чтобы в ультимативной форме, конечно, но - как-то вот так. И, дескать, пока мы между собой нормально не договоримся по этому вопросу, ехать на точку без Ниндзя не хочется.
Я слегка удивился, местами в матерной форме. Что за приступы хабарной болезни? Да, в нашей компании были свои места, на которые мы брали посторонних крайне неохотно. Да, у Ниндзя тоже таковые были. Да, мы такими точками делились, но под условие совместных выездов. А тут место найдено, извините за тавтологию, совместно. И, если каждый раз для выезда надо собирать большой курултай, то... ну, два раза нам повезло. А сегодня, например, Ниндзь машину чинит. Завтра Дварф уедет по своим дварфячьим делам, возможно, надолго. У меня, опять же, разное может быть.
Мысленно поставив Ниндзю минус в личное тело, тем не менее, согласился на Яблочный Холм. Почему бы и нет, в конце концов.
....
Чем Яблочный Холм интересен... ну, во-первых, находки там были от финно-угров до поздней империи. Именно там мы шурфили небольшой кошелёчек по Грозному.
Но главное не это.
Главное, что там очень схожие с поселухой рельеф и почва. Культурка от совсем тонкой до штыка, под ней чистейший песок, а под ним, в свою очередь, камни. Высокая минерализация, прыгающий от точки к точке баланс грунта. В общем, если выбрать правильный участок, будет хороший полигон для проверки, насколько Дуся видит в цвете древнятину. Забегая вперёд, так в итоге и получилось.
.....
Выйдя на подвыбитое нами место по финно-уграм, попробовали от него сплясать. Копал подряд все черные сигналы, но они действительно оказывались чем? Правильно, железом. Причём железом не сильно интересным. Ну и моя суперспособность и на этот раз не дала сбоя - судя по всему, тут была сравнительно поздняя тропа. На ней я выкопал две уставшие пуговицы-девятнашки, одну без рисунка, вторую с еле читаемыми остатками рельефа, и какое-то чрезвычайно грустное кольцо. Пуговицы сдались в плен почти без боя. А вот колечко, напевая что-то про "врагу не сдаётся наш гордый Варяг, пощады никто не желает", начало разваливаться прямо в руках. Печалька.
И самое главное же, находки по XIX веку в целом есть, а монет - ни одной. Ни тебе Дварфа подначить на предмет "напинить билончик" (с), ни меди в песчаном сохране.
Дварф тем временем копал железо. И накопал ведь, нехороший подгорный житель, наконечник стрелы. Что-то не боевое, на мой взгляд. Охотничье, скорее. Мне пока такой не попадался - сохран из серии подчистить немного, и в коллекцию. Потом напарник, не отойдя до конца от этой радости, вытащил древнючее железное кресало. Кресало правда, в отличие от нака, очень сильно уставшее, и реставрации, вероятно, не подлежит. Но сам факт!
.....
Повозившись пару часов, решили сдвинуться вдоль болота по склону в сторону.
Дварф, разумеется, нацелился на ещё одну точку, где предполагалась древнятина. Я смалодушничал и не согласился. Решил пройти ещё метров 300-400 - там интересная наслоёнка на песчаном холмике была. Вроде без поселухи, скорее какой-то перекрёсток дорог или что-то подобное, но выстреливал этот находками от Х до ХХ века.
Иду, никого не трогаю, слушаю сигналы. Ничего интересного, если не считать некоторое количество железа и свинца. А вот визуально - следы жизнедеятельности кабанчика, причём ушло это хрюкало совсем недавно. Как бы не я его согнал. Так или иначе, пожалел об отсутствии рации (проспал, собирался второпях, забыл дома), и дальше шел, периодически покрикивая. Элемент пассивой безопасности - в большинстве случаев зверь не настроен на конфликт с человеком, и, зная о его приближении, при прочих равных постарается уйти. Я не беру сейчас какие-то экстремальные случаи типа гона лосей, когда они воспринимают всё, что движется, как конкурентов, или там маму-кабаниху с подсвинками. Тут без вариантов. Но в большинстве случаев оповестить лес о себе - совсем не лишнее.
.....
Вышел на точку.
Нет, сегодня не мой день. Чермет, чермет и ещё раз чермет. Гвозди подковные, гвозди обычные, большие кованые гвозди. Обломки подков. Ножи, целые и поломанные. Какая-то кованина, которая могла быть инструментом. Наконец, чермет, опознанию не поддающийся.
Среди всего этого разного и бесполезного на очередном черметном сигнале (VDI=2, звук гулкий, как от кованины) прозваниваю отвал. В отвале резкий, как выстрел, высокий звук с VDI = 43. А в яме пусто. Значит, это исходный сигнал так трансформировался. Чудесно...
Крест-килевик с цатой. Уверенный XVI век, то есть, никак не древнятина. Подзатёртый при жизни, но вполне себе приятный. Почистить немного, и будет, как говорит мой сын -"для коллекции" (с).
Но исходный сигнал то был на 146 чуровских процентов железячный. Вот вообще-вообще без вариантов.
Для успокоения совести и для чистоты эксперимента раскопал яму пошире, тщательно прозвонил раскоп и отвалы. Нет, ничего такого, что могло бы перекрывать сигнал от креста.
Так что то, что Деус очерняет мелкие слабопроводящие цели, считаю доказанным. Как с этим бороться, пока не понял. Вероятно, никак. В смысле, заболеть Дварфячей болезнью и копать на интересных местах всё подряд. В надежде, что один из сотни сигналов окажется не мусорным.
Ну или надо покупать Мантикору...
.....
Дальнейший коп ничем выдающимся не запомнился, как и дорога домой. Такой вот, судя по выпавшему снегу, средненький выезд на закрытие сезона - не хороший и не плохой. Обычный. А канал уходит в режим зимней спячки. То есть - заметки общего характера, отчёты о рыбалке (как лёд встанет), плюс эксперименты по чистке находок и готовке еды.
Зима. Такие дела.