Найти тему

Почему важно покупать лицензии на шрифты и фотографии из фотобанков

В России люди постепенно привыкли, что на песню, фильм или стихотворение распространяется авторское право. Однако для предпринимателей и малого бизнеса часто становится сюрпризом, что шрифты, фотографии и даже мемы — это тоже объекты интеллектуальной собственности. На их использование нужно получить разрешение автора, иначе последний может обратиться в суд и взыскать с вас от 10 тыс. до 5 млн ₽.

В этом материале мы расскажем как не нарушить авторское право и обезопасить свой бизнес от исков.

Я заплатил агентству за дизайн, почему я должен еще купить шрифт?

Допустим, вы заказываете в ресторане салат Цезарь. Откуда у ресторана ингредиенты для блюда? Он купил их у партнера. Невыгодно выращивать ингредиенты самостоятельно — для этого нужны люди с другими навыками, поэтому проще купить продукты у поставщика.

В брендинговых проектах примерно то же самое. Агентство или фрилансер в 99% заказов не разрабатывает уникальный шрифт, он покупает его в специальном магазине и использует в вашем проекте. Важный момент: агентство приобретая шрифт, не может передать лицензию клиенту, поэтому клиент должен самостоятельно приобрести шрифт.

Тогда что вам передает агентство? Исключительное право на использование концепции дизайна, а ингредиенты этой концепции вы приобретаете отдельно, напрямую у автора.


Лицензия на использование шрифта от «Паратайп». Храните копию, чтобы не пригодилась
Лицензия на использование шрифта от «Паратайп». Храните копию, чтобы не пригодилась

Какую лицензию купить?

Зависит от потребности. Если вы издаете книгу, то на какой тираж? У вас сайт, сколько посетителей в месяц? Будет ли у вас мобильное приложение? Будете ли использовать шрифт в наружной рекламе? Лицензия выдается под условия, в которых вы будете использовать шрифт. На каждое условие свой тариф.

Если у вас ограничения в бюджете, заранее предупреждайте исполнителя, например, чтобы тот не набирал шрифтов в сумме больше 20 000 ₽ или вообще использовал только бесплатные. Таких много.


На Паратайп вы добавляете условия под, которые будете использовать шрифт, от этого зависит конечная стоимость лицензии
На Паратайп вы добавляете условия под, которые будете использовать шрифт, от этого зависит конечная стоимость лицензии

Что будет, если не купить лицензию?

Если правообладатель заметил как кто-то использует шрифт без лицензии, он имеет право подать в суд. Компенсация за нарушение исключительного права на произведение (ГК РФ, ст. 1301) может составлять от 10 тыс. до 5 млн ₽, точная сумма определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения.

Также суд обяжет выплатить расходы на проведение судебной экспертизы и государственную пошлину.

Например, суд взыскал с издательства «Эксмо» 3,9 млн ₽ за использование шрифта «Мини» на обложках книг без лицензии. Источник: rozdestvin.ru
Например, суд взыскал с издательства «Эксмо» 3,9 млн ₽ за использование шрифта «Мини» на обложках книг без лицензии. Источник: rozdestvin.ru

Как суд определяет характер нарушения? В 2016 году суд постановил взыскать 480 тыс. ₽ у страховой компании «Ресо». Суд определил размер компенсации по такой схеме: 8 начертаний шрифтов × 3 года использования × 10 тысяч рублей за лицензию × 2 шрифта = 480 000 ₽. Согласитесь, выгоднее было легально купить шрифт за 20 тыс. ₽.

С картинками то же самое?

Фотографии, иллюстрации и мемы — тоже объект авторского права. Существуют сервисы, типа Unsplash, где можно свободно брать фотографии для некоммерческого использования. Однако для рекламы нужно создавать изображение самому или приобретать соответствующую лицензию в фотобанке. Здесь те же принципы выбора лицензии, как со шрифтами.

После того, как «Альфа-Банк» использовал фразу «Наташ, мы всё уронили», автор решила зарегистрировать ее как товарный знак и публично об этом заявила

Оригинал мема
Оригинал мема
Пародия от Ивана
Пародия от Ивана

Использовать чужую фотографию тоже нельзя.

Например, в 2019 году в рекламе одного интернет-провайдера использовалась фотография кота, который однажды разошелся на мемы. Автор фотографии и владелец котика по кличке Джаз вскоре узнал об этом и написал реакцию в соцсетях.

Руководитель службы маркетинговых коммуникаций компании «Электронный город» ответил: «Мы возмущены этой ситуацией не меньше самого кота Джаза. Сейчас с этой ситуацией разбираемся. Рекламный материал создан не внутри нашей компании, а создан подрядчиком нашим. Поэтому возможное использование чужого изображения тоже проверяем — это целиком на совести подрядчика. Для нас такая ситуация нетипичная и неприемлемая».

Автор не стал обращаться в суд, но компания отозвала рекламу и переделала макет, заменив котика на другого, из фотобанка.

-7

-8

Если агентство или фрилансер уведомляет вас, что нужно приобрести лицензии, он это делает не с целью заработка. Так он проявляет заботу о вашем бизнесе и своей репутации.

В Brand Hub мы по итогу проекта присылаем вам отдельный документ с ссылками на шрифты и изображения, которые нужно будет приобрести, чтобы уберечь себя от судов и штрафов.

Подписывайтесь, чтобы узнавать еще больше полезной информации:)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц