Признаюсь честно, когда на автобусе отсутствует бортовой номер, а сейчас их присваивать автобусам не обязательно, становится менее интересно. Именно бортовой номер для меня своеобразное имя подвижной единицы, а магия цифр, комбинаций и сути их приписки крайне притягивала.
Пока я только гостил, а не жил, в Туле, желания писать бортовые номера не было. Более того в раннем детстве я не разделял тульские трамваи с помощью бортовых номеров по депо, возвращаясь домой из Тулы, я рисовал бумажные тульские трамвайчики и номера писал без системы, какой-нибудь 305 вполне мог работать по 12, а 23 по 9. Уже позднее, в годах 1988 – 1990-х обратил внимание, что все Т-3М (Т-6В5) второго депо 300-й серии, да и вообще, что тройки и девятки это вагоны с номерами 201-4**, а 12 и 14 с номерами 1- 149. Но списков еще не писал.
Лишь при переезде в Тулу на ПМЖ в течение примерно года созрел для того, чтобы начинать идентифицировать вагоны по бортовым номерам и писать списки подвижного состава, что-то похожее на базу на сайте СТТС, правда, без заводских номеров, а дату поступления фиксировал лишь вновь прибывших вагонов. Были тут и свои особенности, так двухдверный Т-3 обозначал как Т-3 2-х (Т-3 двухдверный), трехдверный как Т-3 3-х, а трехдверные вагоны последних партий, где подфарники состояли из двух прямоугольников, как у вагонов Т-3М (Т-6В5) обозначал как Т-3 3-х фкн, где фкн обозначало фары, как у новых. Никаких обозначений серии Т-6В5 не было, данные вагоны называл Т-3М, да и про альтернативное обозначение, принятое ныне на СТТС, не знал тогда.
Довольно быстро составил первый список всех вагонов первого депо, так как они обслуживали часть города, где я жил. Криволученские трамваи стали полностью известны позднее, при этом у меня возник фиктивный вагон Т-3М номер 359, так как в депо через забор 358 показался 359, ошибка была устранена лишь в году 2001, когда познакомился с коллегами, которые также вели базу, тогда сверил свою и составили общую, так как что-то я упустил, что-то коллеги. С целью переписи криволученских вагонов ездил кататься в Пролетарский район на трамвае или смотрел, когда там бывал по иным поводам. Когда уже был готов почти весь список, поехал к трамвайному депо номер два и обошел его со всех сторон, благо тогда и зрение было лучше, и дырок в заборе больше. Тот день принес мне некоторое разочарование. Дело в том, что трамваи депо Криволучье имели нумерацию 201-442, т.е. по логике должно было быть 242 вагона. Разумеется, понимал, что имеются пропуски, но все равно думал, что некоторое число неизвестных мне вагонов находится в депо. Увы, ничего дополнительного там не обнаружил, а в этот или близкий к нему день мне встретился последний трамвайный поезд Т-3 второго депо, которого не было в базе. Все финиш, база готова, осталось лишь следить, вносить изменения.
С целью ведения списка и просто для, как говорится, эстетического удовольствия, ездил к трамвайным депо, ВРМ, через забор смотрел какие вагоны разбирают, пытался определить перебивки, собственно пропустил только одну. Так вот вручную вел списки, внося изменения, убирая списанные вагоны, дополняя список вновь прибывшими и т.п.
Списки периодически обновлял, потом вообще завел тетрадку и переписал по годам туда. В начале 2000-х еще пытался их вести, уже набирая на компьютере. А потом забросил, появился сайт СТТС и информацию стало возможным черпать оттуда.
В 90-е пытался начать писать список троллейбусов, но забросил, почему и сам не знаю. Также писал списки ПАТП-3 и автоколонны 1809, но первый был утерян, а второй в последней версии где-то хранится до сих пор, но он был неполный, да и госномера не писал. Еще были списки бортовых номеров вновь поступившей техники…
Сейчас уже этим не занимаюсь, но… техника с бортовыми номерами кажется более солидной, жаль ТТК, например, их перестала наносить.
Канал «ПАНТОГРАФ».
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы по теме: