Найти тему
ПАНТОГРАФ

О том как писал списки бортовых номеров тульского транспорта

Признаюсь честно, когда на автобусе отсутствует бортовой номер, а сейчас их присваивать автобусам не обязательно, становится менее интересно. Именно бортовой номер для меня своеобразное имя подвижной единицы, а магия цифр, комбинаций и сути их приписки крайне притягивала.

Пока я только гостил, а не жил, в Туле, желания писать бортовые номера не было. Более того в раннем детстве я не разделял тульские трамваи с помощью бортовых номеров по депо, возвращаясь домой из Тулы, я рисовал бумажные тульские трамвайчики и номера писал без системы, какой-нибудь 305 вполне мог работать по 12, а 23 по 9. Уже позднее, в годах 1988 – 1990-х обратил внимание, что все Т-3М (Т-6В5) второго депо 300-й серии, да и вообще, что тройки и девятки это вагоны с номерами 201-4**, а 12 и 14 с номерами 1- 149. Но списков еще не писал.

Вагон 201 второго депо, с данного номера начиналась нумерация криволученских трамваев в Туле, 1994 год, фото Ааре Оландер
Вагон 201 второго депо, с данного номера начиналась нумерация криволученских трамваев в Туле, 1994 год, фото Ааре Оландер

Лишь при переезде в Тулу на ПМЖ в течение примерно года созрел для того, чтобы начинать идентифицировать вагоны по бортовым номерам и писать списки подвижного состава, что-то похожее на базу на сайте СТТС, правда, без заводских номеров, а дату поступления фиксировал лишь вновь прибывших вагонов. Были тут и свои особенности, так двухдверный Т-3 обозначал как Т-3 2-х (Т-3 двухдверный), трехдверный как Т-3 3-х, а трехдверные вагоны последних партий, где подфарники состояли из двух прямоугольников, как у вагонов Т-3М (Т-6В5) обозначал как Т-3 3-х фкн, где фкн обозначало фары, как у новых. Никаких обозначений серии Т-6В5 не было, данные вагоны называл Т-3М, да и про альтернативное обозначение, принятое ныне на СТТС, не знал тогда.

Трамваи депо на Оборонной (первого) на конечной станции Менделеевский поселок, 1994 год, фото Harald Kuchwalek
Трамваи депо на Оборонной (первого) на конечной станции Менделеевский поселок, 1994 год, фото Harald Kuchwalek

Довольно быстро составил первый список всех вагонов первого депо, так как они обслуживали часть города, где я жил. Криволученские трамваи стали полностью известны позднее, при этом у меня возник фиктивный вагон Т-3М номер 359, так как в депо через забор 358 показался 359, ошибка была устранена лишь в году 2001, когда познакомился с коллегами, которые также вели базу, тогда сверил свою и составили общую, так как что-то я упустил, что-то коллеги. С целью переписи криволученских вагонов ездил кататься в Пролетарский район на трамвае или смотрел, когда там бывал по иным поводам. Когда уже был готов почти весь список, поехал к трамвайному депо номер два и обошел его со всех сторон, благо тогда и зрение было лучше, и дырок в заборе больше. Тот день принес мне некоторое разочарование. Дело в том, что трамваи депо Криволучье имели нумерацию 201-442, т.е. по логике должно было быть 242 вагона. Разумеется, понимал, что имеются пропуски, но все равно думал, что некоторое число неизвестных мне вагонов находится в депо. Увы, ничего дополнительного там не обнаружил, а в этот или близкий к нему день мне встретился последний трамвайный поезд Т-3 второго депо, которого не было в базе. Все финиш, база готова, осталось лишь следить, вносить изменения.

С целью ведения списка и просто для, как говорится, эстетического удовольствия, ездил к трамвайным депо, ВРМ, через забор смотрел какие вагоны разбирают, пытался определить перебивки, собственно пропустил только одну. Так вот вручную вел списки, внося изменения, убирая списанные вагоны, дополняя список вновь прибывшими и т.п.

Списки периодически обновлял, потом вообще завел тетрадку и переписал по годам туда. В начале 2000-х еще пытался их вести, уже набирая на компьютере. А потом забросил, появился сайт СТТС и информацию стало возможным черпать оттуда.

В 90-е пытался начать писать список троллейбусов, но забросил, почему и сам не знаю. Также писал списки ПАТП-3 и автоколонны 1809, но первый был утерян, а второй в последней версии где-то хранится до сих пор, но он был неполный, да и госномера не писал. Еще были списки бортовых номеров вновь поступившей техники…

Сейчас уже этим не занимаюсь, но… техника с бортовыми номерами кажется более солидной, жаль ТТК, например, их перестала наносить.

Канал «ПАНТОГРАФ».

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы по теме:

-3