Взглянув на портрет Архипа Куинджи видишь настоящего художника, мягкого, светлого человека, с романтическим взглядом. Наверное, Темперамент грека позволил ему рисовать нестандартные, глубокие картины, которые отличаются резким, контрастным сочетанием цветов, особой угрюмой и романтичной атмосферой, выбором сдержанной, но насыщенной палитры. Именно палитра отличает картины художника и делает их неповторимыми.
Детство
Архип Куинджи (в переводе с урумского Куинджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе в семье сапожника. Он лишился родителей, и его воспитывали родственники. С юных лет он любил рисовать, и рисовал на любых поверхностях: стенах и заборах.
В детстве он жил очень бедно, и ему приходилось присматривал за гусями, он служил у подрядчика, работал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал художнику отправиться учиться. У него появилась первая цель - поступить учиться в Крыму к Ивану Айвазовскому, который впоследствие не оценил его талант. Он сказал художнику, что не имеет времени обучать и посоветовал поехать учиться в Академии художеств. Вернувшись из Феодосии молодой художник стал работать в фотостудии ретушером. Работал он таким образом несколько лет и вспоминал о том периоде: «Когда я служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. А вот всё утро — от четырёх до десяти было в моём распоряжении».
В 1865 году он с третьей попытки стал вольнослушателем Академии художеств. Там он познакомился с передвижниками. Большое влияние на него оказали И. Н. Крамской и И. Е. Репин, которые положили начало его реалистическому взгляду в его произведениях.
Картины художника
Вдохновившись идеями передвижников он создал мрачные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они без прикрас показывали действительность российской глубинки.
Его любимым местом отдыха стал остров Валаам, этому месту посвящено множество этюдов и полотен.
Одна из его картин стала объектом скандала. Художник маринист Р. Г. Судковский создал очень похожую работу на картину «Ладожское озеро», творческое сообщество поддержало Архипа Куинджи в этом споре о плагиате. При написании картины был применён приём просвечивающегося каменистого дна сквозь прозрачную воду. Куинджи потребовал, чтобы Судковский отметил не принадлежавшее ему авторское право в прессе, где печатались лучшие картины. Хотя художники до этого дружили, этот спор развёл их и некоторых художников Санкт-Петербурга. Крамской и Репин называли картину «Мёртвый штиль» Судковского прямым заимствованием.
Его новая картина «Украинская ночь» стала началом его романтического периода.
Один из членов сообщества Передвижников обвинил художника в однообразии, и Архип вышел из сообщества, к тому же он к этому времени хотел идти своим путём. Поводом же стала статья написанная М. К. Клодом (она была анонимной, но позже авторство выяснилось). Клодт был профессором сообщества и не вышел из его состава по требованию Куинджи, поэтому он сделал это сам.
Ещё одной знаковой картиной стала «Лунная ночь на Днепре». Художник установил ее в своей мастерской, осветил лампой картину, направил полоску света. Люди выстраивались в очередь, чтобы посмотреть на неё, заглядывали за картину, чтобы найти источник дополнительного света. Многие хотели купить. Но продал он ее князю Константину Константиновичу.
Карьера и жизнь
В 1878 году художник участвовал на Всемирной выставке в Париже. Его картины высоко оценили, и особенно отметили, что в них отсутствует иностранное влияние, чувствуется «оригинальная национальность».
В 1890 году Куинджи руководил пейзажной мастерской в «Академии художеств». У художника было имение в Крыму, туда он привозил студентов, чтобы они проходили пленэр. В 1901 году представил своим воспитанникам три картины - «Христос в Гефсиманском саду», «Вечер на Украине», «Берёзовая роща». Но Архип Куинджи долгое время был затворником, он не показывал свои картины, и даже до конца жизни после этого его ученики не видели его полотен.
Художник умер в 1910 году.