Стрит-арт — это стиль и разновидность современного уличного изобразительного искусства, в котором фоном для размещения работ художников служит окружающее людей пространство городов. Многие произведения стрит-арта имеют ярко выраженную социальную направленность и носят протестный характер.
Поскольку задачей автора является привлечение к себе внимания аудитории, то для этого тегом помечается как можно большее количество мест, желательно труднодоступных, но находящихся в поле зрения большого количества потенциальных зрителей. Если раньше граффити преимущественно было явлением и в политическом дискурсе фигурировало, скорее, как индикатор недовольства людей, не способных самовыразиться через демократические процессы, сегодня все большее число стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом.
Считается, что первый тег был оставлен без серьезного замысла молодым курьером по имени Деметриос в конце 1960-х гг. в Нью-Йоркском метро —
TAKI183 (это творческий псевдоним и номер улицы). Именно этот тег является отправной точкой в истории. Важным и неоднозначным фактором в культуре граффити является политика двойных стандартов, которых придерживаются государственные и коммерческие структуры по отношению к феномену.
Граффити связан с развитием хип-хоп культуры.
Первые надписи в метрополитене Нью-Йорка появились в 1920-х годах на фоне распространения влияния уличных банд по территории города и штата. Так участники банд «метили территорию» и общались между собой, до появления направления хип-хоп, что служит весомым опровержением теории о связи хип-хоп культуры с изначальным появлением граффити.
Специалисты из компании Network Rail пришли к мнению, что молодежь занимается вандализмом от безделья и скуки, и нужно создавать альтернативные увлечения и хобби для занятости подростков.
Увлечение граффити способствует развитию творческих способностей у молодых людей, переключая их внимание в подростковом возрасте от пагубных увлечений, создание современных арт-пространств повлечет за собой благоустройство территорий и создаст место притяжения людей в городской среде, организация выставок и фестивалей ускорит процесс становление художников востребованными профессионалами своего дела.
Обсуждение вопроса сравнительно того, считать ли граффити самостоятельным направлением современного искусства или вандализмом и порчей имущества, продолжаются многие годы. К граффити ошибочно относят любые изображения, размещенные на поверхности стен в городской среде: жилых домов, промышленных зданий, и других объектов социальной среды. Стиль и техника граффити находятся в непрерывном развитие. Каждая страна со своей индивидуальной культурой, каждый художник вносят что-то новое в это современное направление творчества, в связи с тем как граффити со стен заброшенных сооружений, стали разрастаться по городской среде: объекты культуры и наследия, общественный транспорт, возник вопрос что это если не правонарушение - вандализм и как ему противостоять. При грамотном подходе граффити можно и нужно использовать в благих намерениях.
Стрит-арт как одно из направлений современного молодежного движения, являются искусством и имеет право на существование. Но при этом мы должны отметить, что как любой другой вид общественной деятельности стрит-арта должно приносить пользу, а рейтары не должны переходить определенные рамки, за которые искусство превышается в вандализм.