Найти тему
Вокруг света

«Я здесь как инопланетянин»: рассказ учителя, который после США переехал в сибирскую глубинку

После американской провинции Марат решил изучить российскую — и нисколько не жалеет о переезде

   фото: Алина Скитович/NGS.RU
фото: Алина Скитович/NGS.RU

25-летний москвич Марат Садеков год назад переехал в Черепаново — небольшой город в Новосибирской области. Он окончил московский университет, год учился по обмену в США, а в прошлом году решил окунуться в сибирский колорит, узнать местность не как турист, а как антрополог, и принести в регион что-то новое.

Марат преподает историю и обществознание, часто рассуждает о важности своего приезда сюда, учит детей использовать интернет в учебных целях и считает, что столичные школьники не отличаются от учащихся в небольшом городе. Историю молодого педагога рассказал городской портал NGS.RU.

Марату 25 лет, он родился в Москве, учился в Высшей школе экономики и один год — по обмену в университете в США. По программе он попал в штат Вайоминг, как называет это место сам Марат — в американскую Сибирь, где преимущественно живут консерваторы.

— За год учебы я проникся республиканскими ценностями. До этого я был настоящим городским жителем, а здесь мне показали другой мир, где живут люди, для которых важную роль играют Бог и традиции, — объясняет россиянин.

После возвращения в Россию под воздействием программы по обмену Марат решил, что хочет снова оказаться в сельской местности. Он подал заявку для участия в программе «Учитель для России», а из предложенных регионов выбор пал на Сибирь. Так москвич стал учителем истории и обществознания в провинции.

Читайте также

В Черепанове примерно 19 тысяч жителей, две школы, несколько парков, а из достопримечательностей — вокзал, пара памятников и церкви. Но Марат рад, что оказался в консервативном месте со своими ценностями и устоями, как когда-то в Вайоминге.

— Было желание уехать из большого города, Черепаново — компромиссный вариант: небольшой город, но можно сесть на электричку — и ты уже в Новосибирске. Мне нравятся сам город, люди, их мировоззрение, патриотичность и консерватизм, — признается молодой человек.

Школа, где работает учителем Марат, ничем не отличается от других: серое, обшарпанное здание, но с пластиковыми окнами. На входе журналистов встретил охранник и спросил о цели визита, а затем предложил отнести верхнюю одежду в гардероб, где выдают номерки, сделанные из линолеума, на которых аккуратно написан номер.

Как только прозвенел звонок, толпа школьников стремительно заполнили коридор — Марат шутит, что надо держаться за руки, как альпинисты, чтобы не затеряться в толпе. Ученики протягивают руки молодому учителю, чтобы поздороваться, нескольким детям Марат пожимает руки, а потом просто машет, потому что пожать руку каждому — значит, задержаться еще минут на десять в коридоре.

Марат преподает историю и обществознание у пятых, шестых и седьмых классов, а с этого года из-за нехватки учителей — еще и астрономию для единственного десятого класса, состоящего из 16 человек.

Читайте также

Первый год работы оказался самым сложным из-за отношения к профессии учителя в обществе: люди уверены, что эта профессия для мужчины не самая перспективная.

— Учитель, с одной стороны, самая почитаемая профессия, но с другой, — учитель Черепанова, ведущий историю и обществознание, не имеющий репетиторства, настоящий лох. Сложно преодолевать общественное порицание: первый год я приходил домой и чуть ли не в позе мыслителя думал, а не лох ли я?

Однажды на уроке астрономии Марат попросил учеников написать рецензию на фильм, который они посмотрели недавно. Оказалось, что многие не знают значение слова «рецензия».

Как рассказал Марат, когда люди узнают, что он работает учителем в небольшом городе, спрашивают: «На что ты живешь?» Но для молодого педагога жизнь и работа в Черепанове оказалась настоящим исследованием с антропологической точки зрения: не просто быть туристом в Новосибирской области, а погрузиться в среду и стать местным жителем.

— Важно помогать сложным территориям России, но это альтруизм в кавычках, потому что никогда не знаешь, к чему приведет моя деятельность здесь. После моего урока дети станут великими учеными или опасными политиками? Я сделал Черепаново лучше или я, наоборот, отбираю ресурс у тех, кто живет здесь? Каждый день работаю в школе с этими мыслями, — рассказывает Марат.

   фото: Алина Скитович/NGS.RU
фото: Алина Скитович/NGS.RU

Кто точно рад молодым учителям в небольшом городе, так это дети. За год Марат заметил, что школьники в маленьком городе не сильно отличаются от своих сверстников в столице. Черепаново — такой же контрастный город, как и Москва, рассуждает педагог: есть богатые люди, а есть бедные, кого-то забирают из школы на дорогом автомобиле, а кто-то не может себе этого позволить.

— В плане образования дети не отличаются, в Черепанове есть те же возможности и ресурсы. Но есть небольшие нюансы: например, в Москве будут кружки по рисованию комиксов, а здесь — по баскетболу, потому что есть тренер, — объясняет Марат.

Каждый молодой учитель, который участвует в программе «Учитель для России», проходит обучение, где им показывают разные форматы проведения урока. Марат в работе часто использует ассоциативную игру по терминам: ученик садится спиной к доске, учитель пишет на доске термин, а одноклассники подсказывают через ассоциации, какой термин написал учитель.

Читайте также

Молодые учителя отличаются не только тем, что играют в игры, например, Марат разрешает использовать телефон во время урока, но только для учебных целей: узнать значение нового слова или посмотреть, как выглядел Петр I. Как сказал Марат на уроке, учитель когда-нибудь исчезнет, а интернет — никогда.

— Они — поколение, которое выросло на телефонах и клипах и давно не считывает информацию с бумаги. Моя задача — объяснить детям, что телефон надо использовать по назначению. Если они отвлекаются, то я их спрашиваю. Даже если во время урока ты пользуешься телефоном, ты должен все знать и ответить, — считает педагог.

В кабинете Марата есть рисунки от его учеников, на одном из них портрет самого учителя, а на другом — вырезанный из бумаги император и надпись: «Петр I открыл окно в Европу, а вы в нас — любовь к истории». Некоторые пытаются таким образом задобрить учителя: подарить яблоки, конфеты или что-то сделанное своими руками.

Марат рассказал, что сразу объяснил школьникам, что такой трюк не сработает, а объединить учителя и ученика могут только знания и тяга к истории.

   фото: Алина Скитович/NGS.RU
фото: Алина Скитович/NGS.RU

Прийти в коллектив с уже устоявшимися ценностями было нелегко, особенно тому, кто никогда не жил в Черепанове. Коллеги встретили молодых учителей по-разному: кто-то — с радостью, кто-то — с опаской, а другие — нейтрально.

— Кому-то, может, не нравится, что я излишне дружелюбен, кому-то не нравится формат моего урока, и они могут об этом сказать: в чужой монастырь со своим уставом не залезай. Я уже залез в этот монастырь и в любом случае буду нарушать его устав, потому что у каждого свои суждения, я здесь как инопланетянин, и что бы не делал, все будет в новинку, — рассказывает Марат.

Оказалось, что жизнь учителя — каждодневный сюрприз, сложно планировать что-то, но Марат иногда находит время для хобби: играет в настольный теннис, купил себе ракетку, шарики и даже участвовал в местном турнире, но выиграть не получилось.

Ученики узнают Марата не только в стенах школы — когда съемочная группа NGS вышла из здания и оказалась в парке, несколько ребят помахали учителю. Молодого педагога поймали и в магазине: несколько учеников обступили Марата, пожали ему руку и пообщались. Как говорит сам учитель, со школьниками он может говорить о философии, жизни, учебе, о Москве спрашивают не часто, а если спрашивают, то немного.

Одна из проблем Черепанова — нет мест для отдыха молодежи, недавно в городе появился парк, в котором любит отдыхать и сам Марат. Летом здесь собираются школьники, чтобы посидеть на лавочках, пообщаться, поиграть в футбол или позаниматься на турниках. Молодой учитель здесь выгуливает двух своих кошек, а если встречает учеников, то общается с ними.

По программе «Учитель для России» Марату осталось работать в школе год, что будет дальше — он пока не думал.