Генпрокуратура уже готовит экстрадицию в Россию. Вот только вернут ли вкладчикам миллиарды?
Интерпол задержал беглого «казначея» и самого загадочного из сооснователей финансовой пирамиды Finiko, только официальный ущерб от которой превысил 5 млрд рублей, Зыгмунта Зыгмунтовича. Информацию об этом подтвердила «БИЗНЕС Online» Генеральная прокуратура России. Лицо задержано в ОАЭ, в арабской тюрьме подозреваемый в создании одной из крупнейших финансовых пирамид томится с 6 сентября. В ОАЭ из России уже направлен запрос об экстрадиции. Эксперты уверены: избежать отправки в РФ Зыгмунтовичу почти нереально — арабы выдают нашей стране беглецов на раз. Слить товарища силовикам могли его подельники по Finiko — Эдвард и Марат Сабировы. Но где они сами?
Запрос о выдаче сооснователя Finiko — «в компетентных органах ОАЭ»
Источники «БИЗНЕС Online» в силовых структурах сообщали о задержании сооснователя финансовой пирамиды Finiko Зыгмунта Зыгмунтовича еще пару недель назад. Но подтверждений этому не было.
Ясность внесла Генеральная прокуратура России. В ответ на запрос нашего издания в ведомстве письменно ответили — Зыгмунтовичь действительно задержан в Объединенных Арабских Эмиратах.
Как сообщил нашей газете замначальника управления Генпрокуратуры по взаимодействию со СМИ Михаил Яненко, сообщение национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в ОАЭ о задержании Зыгмунтовича поступило еще 6 сентября. «Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство юстиции Объединенных Арабских Эмиратов в кратчайшие сроки был направлен запрос о его выдаче», — сообщили в ведомстве. Решения по запросу пока нет: он до сих пор находится на рассмотрении «в компетентных органах ОАЭ», уточнили в Генпрокуратуре.
Из России в Эмираты через Беларусь: в суде «засветили», куда сбежали сооснователи Finiko
Официальных данных об обстоятельствах задержания нет. По одной из версий наших собеседников, Интерполу Зыгмунтовича могли сдать его бывшие партнеры — Эдвард Сабиров и Марат Сабиров (они просто однофамильцы).
Они также находятся в международном розыске по делу Finiko. В верхушке пирамиды произошел разлад, указывают наши собеседники, на фоне которого и случилось задержание Зыгмунтовича. Размолвка между членами этой троицы случилась летом. Тогда все трое подозреваемых находились в ОАЭ. Но где сейчас Сабировы — неизвестно.
Кто такой Зыгмунт Зыгмунтовичь
«Он мой бывший помощник еще до Finiko», — говорил о Зыгмунтовиче сооснователь «системы автоматической генерации прибыли» Кирилл Доронин в интервью «БИЗНЕС Online». Несмотря на то, что первым арестантом по уголовному делу Finiko стал сам Доронин, в последнее время все внимание приковано к Зыгмунтовичу. Именно он был «казначеем» в пирамиде, и имел доступ ко всем деньгам. «Все цифры неплохо считались у Зыгмунта, — рассказывал Доронин. — „Можем ли, — говорю, — Зыгмунт, купить машину?“ Он отвечает: „Да“. Либо: „Нет, сможем через месяц или два“. Или: „Все деньги потрачены на офис“».
Чтобы оценить объем денежной массы, за который отвечал Зыгмунтовичь, мы опирались на оценочные данные силовиков, близких к ходу расследования. Они, предполагали, что по максимуму выручка пирамиды могла составлять $3–4 млрд, то есть 200–300 млрд рублей по курсу на лето 2021 года. Зафиксированный в деле ущерб вкладчиков Finiko следствие определяет намного скромнее: последние данные от следственного департамента МВД России — более 5 млрд рублей. За них отдуваются 22 фигуранта уголовного дела: технические сотрудники компании, «десятые звезды» и сам Доронин.
Биография Зыгмунтовича окутана тайной, которая до сих пор полностью не раскрыта. Ему 24 года, парень из Нижнекамска. По крайней мере, так указано в паспорте, который он предъявлял своим интернет-разоблачителям. «Это его паспортные данные, — говорил Доронин о нестандартном для Татарстана и в целом для русского уха имени своего коллеги. — Он себя называет польским татарином, у него вроде польские корни, папа оттуда». При этом несколько независимых источников «БИЗНЕС Online» указывали, что это фейковые имя-фамилия — якобы на самом деле Зыгмунтовича звали Олег Талипов. Наш корреспондент даже общался с родственником Зыгмунтовича по фамилии Талипов. Тот отвечал неохотно, а затем удалил переписку.
Сам Зыгмунтовичь, описывая свою роль в пирамиде, нескромно называл себя «медным кольцом, которое не согнешь», а остальных сооснователей — «тремя маленькими бриллиантами».
По национальности Зыгмунтовичь — немец: эта информация отображена в ориентировке для розыска, которая по-прежнему висит на сайте МВД. Там же указано, что еще 27 августа Вахитовский суд Казани арестовал его и Сабировых заочно, на два месяца с момента экстрадиции на родину. А за неделю до этого они были объявлены в международный розыск.
Но вернемся к личности Зыгмунтовича. В одном из интервью для Finiko он рассказывал, что его отец пропал без вести. Косвенное подтверждение этому «БИЗНЕС Online» обнаружил в базе татарстанских судов. Так, в 2012 году некая Римма Мугалимовна Зыгмунтовичь (вероятно, мать Зыгмунта) подала иск в суд с просьбой признать ее супруга Рышарда Зыгмунтовича «безвестно отсутствующим», либо умершим. Иск суд удовлетворил, однако судебный акт скрыт от посторонних глаз, как того требует категория подобных дел.
По словам самого Зыгмунта, в семье было трое детей, воспитанием занималась мать. Сама она, по нашим данным, работала в Нижнекамске воспитателем. Зыгмунт говорил, что с ранних лет думал, как заработать: сначала заказывал вещи с сайта Aliexpress и перепродавал их в России. Затем открыл свой интернет-магазин и начал продавать вещи через соцсети. Потом, переехав в Казань, совмещал работу в интернете и на автомойке с учебой в колледже. В 18 лет решил окончательно связать себя с продажами («эта сфера всегда прокормит»), устроился менеджером, работал в разных фирмах, пока не пошел на «Фабрику предпринимательства» и не познакомился там с Дорониным.
Незадолго до бегства Зыгмунт женился — супруга родом из Татарстана, занималась дизайном интерьера в качестве ИП. Именно ей принадлежит дизайн двух офисов Finiko, в том числе и головного, на ул. Московской.
Тайны империи Доронина: офис в «Москва-Сити», частные самолеты и $4 миллиарда кеша
Сейчас на Зыгмунтовиче зарегистрировано две фирмы и одно ИП, открытое в 2019 году. На последнем «висят» три машины, взятые в лизинг в 2020 году, и больше десятка исполнительных производств по неоплаченным штрафам за нарушение ПДД. На одном из сайтов, связанных с Finiko, в свое время говорилось, что именно на данное ИП заключаются все договоры, связанные с деятельностью компании, будь то платежные поручения или договоры займа/поручительства. ИП по-прежнему не закрыто, но о доходах с 2020 года не отчитывается.
ООО «Зыгмунтовичь», открытое в 2020 году, занималось продажей мерча Finiko — толстовок, блокнотов, ручек и прочей брендированной продукции. На фирме висит долг в 100 тыс. рублей, а в карточке фирмы в сервисе «Контур. Фокус» стоит пометка: «сведения [об адресе] недостоверны по результатам проверки ФНС 14.06.2022». Зыгмунт также единственный директор и учредитель ООО «Айти-Девелопмент Консалтинг», которое занимается консультированием в области компьютерных технологий. На компании зарегистрировано две машины — бортовой автомобиль с краном-манипулятором и AUDI A5, которые в мае 2020 года она получила по договору цессии от ООО «МВЕН».
Источники «БИЗНЕС Online» рассказывали, что частные детективы, которые вели параллельное расследование дела Finiko наряду с правоохранительными органами, указывали на махинации Зыгмунтовича. По их данным, он мог записать себя в Finiko «десятой звездой» и в тайне от партнеров выводить из системы до 300 млн рублей в месяц. Деньги якобы тратил на роскошную жизнь: дом в элитном загородном поселке, апартаменты в гостинице «Москва» на манежной площади в столице, 8-местный частный борт, дорогие иномарки с красивыми номерами, роскошные наручные часы. Повторимся, это выводы частного расследования, официально следственные органы таких претензий Зыгмунтовичу не предъявляли.
После объявления в розыск Зыгмунтовичь и Сабировы скрылись из России, вылетев на частном самолете через Беларусь в ОАЭ. То, что задержали Зыгмунтовича в Эмиратах, не значит, что он отсиживался там все это время: наши источники рассказывали, что он успел побывать и в Турции, и в США.
А будет ли экстрадиция? Юристы уверены: «Эмираты выдают на раз»
Хотелось бы верить, что задержание фигурантов уголовных дел по финансовым пирамидам за границей станет обыденностью. Но пока — это крайне редкие случаи, и Зыгмунт — один из них. «Первопроходцем» стал сооснователь Frendex Дмитрий Чечулин. В августе 2021 года, за три дня до краха финансовой пирамиды, он покинул страну — точь-в-точь как это сделал Зыгмунтовичь. Был объявлен в международный розыск и меньше, чем через год задержан в Италии. Его отпустили под залог в 500 евро уже на следующий день, обязав отмечаться в итальянском комиссариате дважды в неделю. Несмотря на то, что формально он свободен, фактически он ждет решения об экстрадиции. С момента задержания прошло уже четыре месяца.
Возможна ли экстрадиция из ОАЭ? «До 2016 года в Эмираты бежали многие: там был рай, законодательство позволяло волокитить экстрадицию сколько угодно. Но в 2016 году Эмираты подписали с Россией договор о взаимной выдаче объявленных в розыск, который очень здорово эту ситуацию упростил. И сейчас Эмираты выдают на раз. Они, как правило, чаще принимают решение о выдаче, чем о невыдаче», — рассказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» адвокат Дмитрий Хомич (адвокатское бюро «А2К»).
Договор, о котором идет речь, был подписан в Абу-Даби в ноябре 2014 года и ратифицирован президентом РФ Владимиром Путиным в начале 2016-го. До этого времени, впрочем, ОАЭ тоже выдавала России разыскиваемых лиц, хоть и не всегда, — на основании принципа взаимности. В последний раз стороны обсуждали взаимное сотрудничество в борьбе с преступностью в конце 2021 года: тогда генпрокурор РФ Игорь Краснов посетил Абу-Даби с официальным визитом. Кстати, интересный факт: в ноябре 2021 года президентом Интерпола был избран генерал Ахмед Насер аль-Раиси из ОАЭ.
Как объяснил нашему изданию известный казанский адвокат Эрик Валеев, по этому договору Эмираты могут выдать России только тех лиц, которым за совершенное преступление грозит больше одного года тюрьмы. Есть еще два условия: обвинение не должно быть политическим и по правонарушению не должен выйти срок давности. Кроме того, подчеркнул Валеев, ОАЭ не выдадут подозреваемого, если он является их гражданином.
По словам Валеева, обычно при задержании в другой стране предполагаемого преступника Генпрокуратура России сразу направляет запрос о его выдаче. Так и было сделано в этом случае. По словам юриста, ведомство может ходатайствовать о временном задержании лица на срок до 60 суток — до предоставления запроса. Но это не значит, что после 60 дней этот человек не может быть снова задержан и выдан России, уточнил Валеев. Впрочем, для фигуранта уголовного дела это может быть и плюсом. «Срок нахождения под стражей на территории ОАЭ засчитывается при назначении наказания в России», — отметил юрист.
По словам Хомича, в среднем процесс экстрадиции занимает полгода. Почему именно такой срок? Дело в том, что после задержания россиянина в другой стране местная прокуратура на основании поступивших из РФ материалов должна проверить, соблюдены ли все условия для выдачи. «Если это расследование в ОАЭ не закончено — а оно в принципе никогда не бывает закончено в такой срок, то задержанного могут освободить под залог или чье-то личное поручительство. А затем сразу же арестовать, на срок, пока суд не рассмотрит», — объясняет Хомич.
При этом прокурор даже может предложить фигуранту самому добраться до родины. Если тот откажется, тогда встает вопрос об аресте. Юрист отмечает, что в первом случае каким-то образом обмануть местные власти и не уехать, не получится.
«Это все контролируется — там не обманешь. У них все серьезно, не зря ОАЭ считается практически самой безопасной страной в мире, везде есть камеры, все на высшем уровне. Практически всех задерживают, скрываться там долго не получится», — сказал Хомич.
По его словам, из ОАЭ в Россию практически стопроцентная выдача «беглецов». Причем выдают даже тех, кому грозит высшая мера наказания. К слову, в Эмиратах есть смертная казнь. «Если до всей этой ситуации (с СВО и санкциями — прим. ред.), Европа выдавала России примерно 50 на 50, и сейчас понятно, куда это все сместилось, то с ОАЭ этого не случилось — они выдавали 90% и продолжают так же выдавать», — отметил эксперт.
Как задержание скажется на расследовании дела Finiko?
Задержание Зыгмунтовича уже повлияло на ход расследования грандиозного уголовного дела финансовой пирамиды. Если он вернется на Россию до того, как дело уйдет в суд, его могут посадить на одну скамью с нынешними обвиняемыми. Это, в свою очередь, потребует дополнительного времени: пока он ознакомится со всеми материалами дела, пока пройдут все допросы… Но уголовное дело-то уже расследуется полтора года. Поэтому другой, более выгодный для следствия вариант: завершить расследование дела (ранее собеседники издания рассказывали, что это может случиться уже в декабре 2022 года), направить его в суд. А дело Зыгмунтовича — после экстрадиции в Россию — рассматривать отдельно от дела Кирилла Доронина и других задержанных в России.
В любом случае, для правоохранительных органов сейчас главное — получить разрешение на выдачу Зыгмунтовича. А для бывших клиентов Finiko — верить, что Зыгмунт вернется в Россию не с пустыми руками.