Найти тему
Михаил Драбкин

Вдоль по Лене, или куда можно доплыть по великой реке

Якутию можно пересечь на машине, но только в одном направлении - с юга на северо-восток, по автодорогам "Лена" и "Колыма".

-2

Ну ещё есть связь с западом огромного региона (по построенным участкам автодороги "Вилюй"), и с некоторыми восточными улусами.

-3

По ведомственной дороге вдоль трубопровода ВСТО теоретически можно добраться из западной части Якутии до Иркутской области, но на практике обычному человеку это можно сделать разве что автостопом.

-4

В общем, великая река Лена остаётся важнейшей транспортной артерией, в том числе пассажирской: бо́льшая часть населённых пунктов выше и ниже Центральной Якутии не имеют круглогодичного выхода на автодорожную сеть.

-5

И почти по всему якутскому сегменту реки, от посёлка Витим на юго-западе до самой дельты на севере, можно купить билет и поплыть на чём-нибудь.

-6

Проблема в том, что после 2019 года нет сквозного движения по Лене между Иркутской областью и Якутией: регионам не удалось договориться о субсидиях, и якутский "ЛенаТурФлот" перестал обслуживать 200-километровый участок между якутским Витимом и иркутским Визирным.

-7

И это заметно уменьшило актуальность ленского водного пути для путешественников: если раньше можно было доехать на поезде по БАМу до Усть-Кута, и оттуда плыть по Лене хоть до Тикси на Северном Ледовитом океане, то теперь образовалось два тупиковых маршрута.

-8

Впрочем, вполне реально доплыть от Визирного до Витима на частной лодке, ну или попробовать гидростоп на каком-нибудь грузовом судне, которые во множестве идут от усть-кутского порта Осетрово вниз по всей реке - только процесс это небыстрый.

-9

Уже довольно давно нет на Лене единого теплоходного маршрута, как на Енисее: как на Оби, речной путь разделён тут на участки, каждый из которых обслуживается отдельным маршрутом скоростных судов ("Метеоров", "Ракет", "Полесьев", "Валдаев").

-10

И только ниже Якутска, после Сунтара, и до самого океана курсирует теплоход. Впрочем, идущие со скоростью автобуса на хорошей дороге скоростные суда делают перемещение быстрее, а пересадки в городах и посёлках дают возможность их осмотреть.

-11

Но главная проблема якутского водного транспорта, как и якутского транспорта вообще - это цены.

-12

На ленских водных маршрутах тарификация достигает особенно чудовищных размеров, составляя примерно 10 рублей за километр, что гораздо выше не только чем на Оби или Волге, но и чем на соседнем Енисее или даже на иркутском участке Лены. Если высокие цены на перевозки автомобильным транспортом в Якутии можно оправдать удалённостью региона и плохими дорогами, то в случае с водным транспортом это можно объяснить только недостатком субсидирования.

-13

Ну и даже по таким ценам на якутском водном транспорте нередко сталкиваешься с плохим сервисом и невоспитанным персоналом - ну да это часто встречается на российских судах, где команда порой плохо понимает, чем пассажиры отличаются от груза.

Впрочем, ленские круизы (которые таки проходят всю Лену начиная от Усть-Кута) стоят и вовсе заоблачных денег, так что якутские скоростные суда остаются самым бюджетным и быстрым вариантом увидеть красоты речных берегов с воды.

-14

Для местных жителей же и вовсе нет другого варианта добраться до дома, по крайней мере в тёплый период, или другие варианты ещё дороже: летать по воздуху внутри Якутии обычно дороже, чем прилететь в Якутию извне.

-15

В большинстве ленских деревень и посёлков нет причалов-дебаркадеров, и поэтому высадка пассажиров должна производиться в подплывающие лодки, по предварительной договорённости.

-16

А бывает, что дебаркадер есть, но он просто плавает посередине реки.

-17

А одного парня из Якутска вообще везли до какой-то ползущей вниз по реке баржи, где он работал.

-18

На Оби видишь в основном речные танкеры, на Енисее - контейнеровозы, а на Лене есть всё понемногу: тут больше оторванных от "материка" крупных населённых пунктов, куда только по воде и можно что-нибудь привезти.

-19
-20
-21

-22

Но чаще всего видишь медленные-медленные низкие и маленькие баржи, похожие на поддоны, везущие "комбинированный груз" в какой-нибудь посёлок: пара контейнеров, несколько автомобилей, какие-то коробки и тюки.

-23

Ещё почему-то много грузовых судов с пиломатериалами, хотя в Якутии много леса: видимо, он тут некондиционный, ну или просто пилорам не хватает.

-24

Около Олёкминска было замечено много барж с трубами - это идёт какое-то расширение действующего трубопровода ВСТО ("Восточная Сибирь - Тихий океан").

-25

В отличие от дорожной сети, эта труба исправно пересекает весь юго-запад и юг Якутии: гнать углеводороды на экспорт - это вам не развитием местной транспортной инфраструктуры заниматься, гораздо более доходное дело.

-26

Впрочем, когда "Метеор" только отплывает из Якутска, то основной водный транспорт вокруг - это паромы: при отсутствии моста, который связал бы якутскую столицу и западную часть региона с основной автодорожной частью страны здесь действует одна из самых напряжённых в России паромных переправ.

-27

Следующую сотню километров вверх по реке тянутся необычно обжитые для этих суровых мест земли Центральноякутской равнины, где сначала окраины Якутска, а потом почти из любой точки можно увидеть какой-нибудь дом или целый населённый пункт на берегу.

-28

Портовые терминалы, краны.

-29
-30

Лена тут особенно широка, острова, которых особенно много во время низкой воды.

-31
-32

Потом - переход ЛЭП через 5-километровое ленское русло; подготовка к строительству долгожданного ленского моста ведётся именно здесь.

-33

Тут же по левому, западному берегу начинается странный монолитный обрыв из светлого песчаника, как будто искусственный, через равные расстояния прерываемый поросшими зеленью ложбинами - Табагинский мыс.

-34

Это граница между так называемыми "долинами", обжитыми приленскими низменностями.

-35

Так что дальше населённая Центральная Якутия продолжается.

-36
-37

-38

Город Покровск.

-39

По меркам Якутии - очень благоустроенное место.

-40

Дымящий цементный завод в посёлке Мохсоголлох - ещё более редкое для Якутии явление, чем обжитая и освоенная земля.

-41

Ещё одна паромная переправа (не такая оживлённая) - последний шанс попасть из западной части Якутии в восточную.

-42
-43

А дальше, как только дороги кончаются, то как всегда начинается самое интересное.

-44


-45

В холодном, но сухом климате Якутии нередки настоящие мини-пустыни, тукуланы.

-46

Через пару десятков километров, уже на другом берегу, начинаются знаменитые Ленские Столбы.

-47
-48
-49

Береговые обрывы Приленского плато, промытые водой, продутые ветром, приняли самые причудливые очертания, образовав чуть ли не самую большую в мире группу скал-останцов.

-50
-51

-52
-53
-54

-55

На десятки километров нависают над рекой эти скалы, прерываемые лишь долинами ленских притоков, а потом медленно, постепенно сходят на нет.

-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62

В устье одной из впадающих в Лену речек, у подножия столбов причаливают круизные теплоходы и приплывающие из ближайших деревень частные лодки; где-то здесь есть лестница, по которой можно подняться на верх одного из столбов.

-63

Но наш скоростной "Метеор", конечно, плывёт мимо без остановок.

-64

Выше по течению, на нескольких сотнях километров до Олёкминска нет ничего сравнимого со Столбами.

-65
-66

Но даже обычный ленский пейзаж в Якутии прекрасен - сопки, лес, речные дали, редкие деревни.

-67
-68

"Метеор" - прекрасное судно: два передних и задний салон соединены открытой палубой-перемычкой, где поверх высоких бортов можно отлично снимать и левый, и правый берег.

-69
-70
-71
-72

Хотя в последние годы в России понемногу возобновилось производство скоростных судов, основная часть флота - советская, и значительная часть ленского флота - не исключение: оба корабля, на которых мы плавали, были построены как минимум несколько десятилетий назад.

-73

А вот "Полесье", который везло нас обратно - корабль гораздо более скромных размеров, не обладал многими преимуществами "Метеора".

-74

-75

То есть на корме там есть лесенка, ведущая прямо на крышу-палубу, но с неё даже высовываться не разрешали, более того - запрещали даже ходить по салону (мол, корабль из-за вас набок кренится), так что оставалось любоваться Столбами и прочими красотами через окно (хорошо хоть форточки отодвигались).

-76