Совсем недавно мы разбирали тему такой атомной подводной лодки, как "Генералиссимус Суворов", где упомянули фактически половину пройденного пути по обновлению морской компоненты СЯС. И если с нашим флотом по этой теме всё в целом понятно и прозрачно, то что же у нашего главного стратегического оппонента? Насколько хорошо у него продвигается переход на новейшие ПЛАРБ? Об этом сейчас и поговорим.
Приветствую на канале!
Незадолго до крушения Советского Союза американцы ввели в строй свои первые стратегические ракетоносцы типа "Огайо", которые на тот момент считались революционными благодаря своей колоссальной боевой нагрузке, продвинутому ракетному комплексу, а также достаточно серьёзной "тишине". Головной представитель был передан флоту в далёком 1981 году, а последний в 1997. Настроили американцы их прилично - 18 штук, из которых только 14 сейчас относятся к ПЛАРБ, или РПКСН по-нашему. Но, как ни крути, время идёт, а ракетоносцы от этого моложе не становятся, и возможности ядерного сдерживания падают с каждым днём. Особенно если взглянуть на главного оппонента в лице России - мало того, что мы половину своих стратегов уже поменяли на новейшие РПКСН 4-го поколения с БРПЛ, в которых целый арсенал новейших средств преодоления ПРО, так ещё и свою собственную ПРО хотим развернуть по всей стране с помощью С-500, С-550 и "Нудоли". Но американцы прекрасно понимают суть ядерного сдерживания, поэтому разработка замены древним "Огайо" стартовала ещё в нулевых. В 2012 выбрали подрядчика, опубликовали множество красивых концептов и многое-многое другое. Казалось бы, скоро закладка, и даже назначенная дата на 2017 год представлялась вполне себе возможной, вот только что-то пошло не по плану и всё сместилось аж на 2022.
Ну и что в этом такого? Подумаешь, перенос сроков - это вполне обычная практика и для нас, и для них. Всё верно, но вот только в 2027 году самые старые "Огайо" начнут выбывать из состава флота, а заменить их будет нечем - построить головную "Колумбию" за 5 лет, да ещё и испытать и ввести в строй - это на грани фантастики. А продлевать срок службы до бесконечности банально не выйдет, ведь в 2027 самой молодой американской ПЛАРБ будет 37 (!) лет. Каким бы ни было обслуживание атомоходов, подобные сроки накладывают свои ограничения. Достаточно взглянуть на крейсера типа "Тикондерога" или начавшие активно выбывать из состава флота некогда лучшие в мире универсальные АПЛ типа "Лос-Анджелес" (а ведь они ровесники). Это во-первых. А во-вторых, где гарантии, что с "Колумбией" всё пойдёт как надо? Взглянем на все предыдущие проекты американского ВПК, которые были реализованы после крушения Советского Союза - ни один из них, кроме самых простеньких, не пошёл как изначально планировалось. В довольно широкий список можно накинуть эсминцы типа "Замволт", истребители F-35, перспективные авианосцы типа "Джеральд Форд" и так далее. Да, со временем они доведут свои проекты до ума, но ядерный щит какое-то время будет с огромной такой, зияющей дырой. Как ни крути, но основа суверенитета любого современного самостоятельного государства - это прочные СЯС. Если показать всем свою слабость, то какой же гегемон получается? Скорее колосс на глиняных ногах, ведь подкрепить свой авторитет с позиции силы не получится. В то время как Россия и в меньшей степени Китай к 30-м годам получат мощнейшие ядерные триады и это факт - одна только наша страна сколько в этом направлении сделала.
А трудности здесь наверняка возникнут, во-первых, из-за почти полувекового простоя в сфере разработки ПЛАРБ. И они уже сказываются, ведь с момента начала работ до непосредственно закладки прошло почти 2 десятка лет. Ну а во-вторых, нововведений в "Колумбии" будет очень и очень много. Начнём с того, что американцы решили отказаться от 24-ракетной схемы, и теперь каждый ракетоносец получит по 16 БРПЛ. Прямо как у нас - такой подход крайне эффективен по ряду причин, о которых лучше рассказывать отдельно. Далее по списку идёт так называемая концепция "электрического корабля", главными фишками которой выступают снижение стоимости обслуживания подлодки, а также существенно сниженные акустические сигнатуры. Грубо говоря, "Колумбия" делает ставку на скрытность, равно как и наши "Бореи". Ну и последней, третьей фишкой новой ПЛАРБ выступает так называемый "универсальный ракетный модуль". Что это такое? В сети внятной информации по нему крайне мало, но кое-какие выводы сделать можно. Во-первых, это уже готовая конструкция от подрядчика, благодаря которой на верфи экономится несколько месяцев по её интеграции в корпус строящейся АПЛ. Во-вторых, это банально дешевле и проще в обслуживании – при необходимости модуль из четырёх ячеек можно по-быстрому заменить, не прибегая к длительным перекройкам корпуса. Ну и в-третьих, они на метр длиннее тех, что стоят на "Огайо" - с прицелом на будущее, так сказать. В любом случае, УРМ - это внушительный плюс, по крайней мере на бумаге, который позволит "сгладить края" в случае интеграции новых ракет.
А теперь переходим к самому интересному - сравнению. Как мы неоднократно говорили, в нашей стране половина пути пройдена и в строю уже фактически шесть ракетоносцев 4-го поколения, а через несколько месяцев есть реальный шанс увидеть в море седьмого. Причём практически по всем критериям мы не уступаем перспективной подлодке ВМС США уже сейчас, хоть разница у них более двадцати лет. Разве что нет реализации концепции "электрического корабля", но это с какой стороны посмотреть - "Бореи" и без того в плане акустики доведены чуть ли не до идеала. Плюс всё те же 16 новейших БРПЛ, но зато с комплексом преодоления ПРО, включающим в себя маневрирующие боевые блоки. У американцев, к слову, планируется всё тот же "Трайдент 2", и только потом, когда-нибудь, установят что-то новенькое. В 40-х или даже 50-х годах. Может быть. К слову, и на нашем РПКСН есть и свои фишки. Например, комплекс противоторпедной защиты, мощнейшие системы РЭБ, и так далее. Но, самое главное, к 2030 у нас будет полный комплект из 12 ракетоносцев, на которых ожидается просто колоссальное число боевых блоков. Если брать по минимуму, то это 576. Если же брать по разрешённому СНВ-3 максимуму, то вырисовывается уже 1152, или две трети. Ну а если посчитать максимально заложенный разработчиками потенциал, то здесь цифра достигнет 1920 боевых блоков по 100-150 килотонн каждый.
Ну а теперь главный вопрос - как будет выглядеть ядерная триада США к 2030, когда несколько "Огайо" уже выйдут из состава флота (напомним, отправная точка в 2027)? И это только половина всех проблем, ведь достаточно вспомнить про ещё более древние "Минитмены 3", разработка замены которым в этом году завершилась полным провалом и проект начали заново. МБР больше полувека, а заменить нечем. Гарантий стопроцентно удачного пуска нет от слова совсем - в последнее время осечки всё чаще, правда их красиво закрывают формулировкой о нежелании накалять обстановку в мире. Иными словами, у них почти треть СЯС уже сейчас выглядит как решето, а если начнут выбывать ПЛАРБ, то вся триада посыпется на глазах. Спасёт ли ситуацию авиационная компонента - большой вопрос.