Глонасс - проект российской разработки навигации и мониторинга транспорта. Используется перевозчиками для:
- Обнаружения местоположения транспортного средства;
- Контроль технического обслуживания;
- Контроль маршрута и пробега;
- Анализ расхода топлива с нагрузкой и без;
- Предотвращение заправок "мимо бака";
- Дистанционная блокировка двигателя;
- Тахографы и карты водителей
История создания
Впервые использовать спутники для навигации предложил проф. В.С. Шебшаевич в 1957 году. Такая возможность была открыта им при исследовании приложений радиоастрономических методов в самолетовождении. В 1967 году на орбиту был выведен первый навигационный отечественный спутник «Космос-192». Система «Цикада» была сдана в эксплуатацию в составе четырех спутников в 1979 году. После 2008 года потребители космических навигационных систем «Цикада» и «Цикада-М» были переведены на обслуживание системой ГЛОНАСС, и эксплуатация этих систем была прекращена.
Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигационной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 года запуском спутника «Космос-1413». Система ГЛОНАСС была принята в опытную эксплуатацию в 1993 году.
Сейчас ГЛОНАСС использует 24 спутника. Аппараты для поддержки ГЛОНАСС размещены в трех плоскостях, по восемь спутников на каждую. Они двигаются асинхронно по отношению к Земле, что обеспечивает повышенную стабильность и облегчает контроль системы.