На самом деле этот принцип формулируется впервые и нигде в методической литературе не озвучивался. За сим могут быть разные шероховатости в тексте.
Обычно в науке идут ссылки на уже опубликованные работы, а что делать если мысль есть а ссылок нет? С точки зрения научного сотрудника это нонсенс и за это надо придать анафеме. Но я же на научный сотрудник, мне простительно. У меня есть руки и голова, которые прикладываются к конкретному памятнику, к работам и проблемам. Практика – критерий истины.
Копая чуть глубже нашел очень хорошее выражение – «нет ничего практичнее хорошей теории». Вот вам хорошая теория на основе практики.
Впервые принцип «отложенных работ» был применен на Преображенской церкви во время монтажа металлических конструкций лифтинга. Суть в том, что металл никак не мог пролезть между деревянными конструкциями. По мнению монтажников нужно было отпилить «лишнее» дерево и воткнуть металл-конструкции. С точки зрения кижских реставраторов пилить на памятнике категорически ничего не следовало, т.е. было высказано пожелание гнуть металл (или двигать его) в обход деревянных конструкций. Ну что делать в таком случае?
На стройке разводить консилиумы с привлечением академиков возможности нет, надо думать быстро и четко. По факту идеальной ситуации тоже никогда нет, не все металлические стойки можно подвинуть безболезненно. Поэтому решение: двигайте что можете, а дальше будем решать индивидуально, но пилить ничего нельзя!
Любой знает, что от четко поставленной задачи зависит её выполнение. Чем четче, тем быстрее и грамотнее она решается. По итогу весь металл погнули и передвинули, однако матов наслушались знатно в свой адрес.
В любом случае тогда сложилось мнение, что деревяшки то мы всегда отпилить успеем, но только в том случае если металл совсем уж не встанет на место. Таким чудным образом от вандализма спасли церковь, и даже самые-самые противники реставрации не смогли найти в нашей работе «соринки в глазу», все было по реставрационному феншую – исторические деревянные конструкции не тронуты, а новые металлические конструкции были «вписаны» аккурат в геометрию церкви. Ну что тут предъявишь, хотя врагам очень этого хотелось.
Архитектор Владимир Степанович Рахманов вообще к месту и не к месту декларировал: «Клиент у нас памятник»! Мол для его сохранения нужно сделать все возможное и невозможное. Хоть металл, хоть не металл, но памятник трогать нельзя, только в очень крайних случаях, когда других вариантов нет. В принципе он прав, но тогда есть очень большие НО.
Все наши памятники были построены очень давно. В те времена не было никакого электричества, водопровода и т.п., отсутствовали нормы пожарной безопасности и вообще нормы как таковые, например нормы по теплоизоляции и теплопотерям. В современных условиях мы должны все это соблюдать и крутись как хочешь.
Если сегодня построить бревенчатый дом по старой технологии, то жить в нем точно нельзя. В качестве прикола можно попробовать пожить с лучинкой вместо лампочки и сходить на прорубь по воду вместо водопровода. Вопрос только на сколько вас хватит в таком режиме? Поэтому все дома должны быть приспособлены под нормальную современную эксплуатацию, пусть и с некоторыми ограничениями.
Из насущного. Всем нужен интернет сейчас. Вы же сейчас в инете мене читаете, правда? А чтобы был инет нужно по крайней мере электричество. И получается, что для интернета в конкретном деревенском доме нужно сделать определенные отверстия в исторических конструкциях для прокладки кабелей как минимум. Не забываем про электрические шкафы, коммутационные шкафы, силовые кабеля, розетки, автоматы и т.д. и т.п.
Поэтому, встает сразу дурной вопрос: «А нахрен вам интернет в деревянном доме вообще»? Это ж сколько надо сделать отверстий и сколько проложить кабельных линий по стенам чтобы вы могли поставить смайлик вконтакте.
Рассуждая в такой логике, сразу вспоминается принцип «отложенных работ». Интернет, конечно, будет. Будет в одном конкретном помещении, и вы до него сможете дойти. Если уж очень сильно понадобиться интернет во всех помещениях (да хоть в туалете, бывает и такое оказывается), то со временем его сделаем. Может быть сделаем.
Почему может быть? Да потому что, надо проверить на конкретных людях и в конкретной жизненной ситуации эту самую необходимость. Может люди хотят, наоборот отключится от сети и немного голову разгрузить, кто ж его знает. Короче, смотрим-мониторим.
То же самое касается телевизора. Если этот ящик повесишь, то точно его будут смотреть. А если не повесишь? То может и не вспомнят про него и будут чай из самовара пить и разговоры разговаривать. Опять же надо попробовать отказаться от ТВ и понаблюдать.
В принципе данный подход может касаться всего, кроме базовых вещей. Осталось только грамотно определить грань, где кончаются обязательные базовые вещи и начинаются приятные «излишества». Таким образом, мы углубляемся в сферу биологии и психологии.
С биологией понятно: защита от атмосферных осадков, тепло-светло, тихо, свежо, сытно, чисто. С психологией все сложно. Если в деревню приезжают «городские», то автоматически переносят привычки жизни мегаполиса в совершенно другой, в деревенский мир и это надо учитывать. Или заранее говорить, что деревня есть деревня и джакузи с официантами отсутствует.
Вопросов больше, чем ответов. По любому доделать можно всегда, а вот переделать уже сделанное вряд ли. Базовые вещи надо обеспечивать, на остальное внимательно смотреть.
Тема дискуссионная, рад буду Вашим мнениям.