Жена сегодня звонит:
- У нас тут снега на участке навалило. Помоги убрать своей супер-лопатой.
Что есть, то есть, но свою супер-лопату я использовать не буду. Приехал с обычной лопатой.
У нас действительно прошла снежная метель, всё в снегу. Если бы это была Москва, а не деревня, то везде бы уже трубили про пробки в 9 баллов.
За полчаса всё убрал. Еще горку накидал, так как маленькие дети любят кататься с горки. Еще одна снежная буря - и горку можно будет заливать.
Убирать участки входят в обязанности воспитателей. Моя не может в силу причин, про которые я когда-нибудь может быть напишу (но там грустная история про нашу "бесплатную" российскую медицину).
А на улице дует северный ветер, уже минус десять, а ночью будет минус двадцать.
- Опять эта зима! Каждый год одно и то же.
А в моем детстве ...
Когда я ходил в детский сад, который на картинке, у нас у каждого была своя детская лопатка.
Воспитательница говорила родителям:
- Сделайте ребенку лопатку.
Все делали. Лопаты хранились в специально отведенном месте.
После каждого снегопада воспитатель и няня брали в руки лопаты, дети брали в руки свои лопаты (на которых были подписаны фамилии) - все шли убирать снег.
Понятно, что от маленьких детей там толку было ровно ничего, но важен был сам процесс, который был элементом трудового воспитания.
Мы прекрасно понимали, что у нас есть лопаты и есть фронт работ. Хочешь или не хочешь, но снег нужно убирать.
Это только в плохом зарубежном кино дети радуются снегу, чтобы можно было слепить снеговика и посидеть на коленке у Санта-Клауса. Деревенский ребенок понимает, что этот снег сейчас нужно убирать.
Как-то однажды после очередного снегопада мой одногруппник заявил на построении перед завтраком:
- Б....! Опять снег убирать!
- Чего ты сказал? - поинтересовалась воспитательница.
- Снега навалило.
В принципе, у воспитательницы была такая же мысль, как и у дошкольника.
- А вы детей заставляете снег убирать? - поинтересовался я у жены.
- Ты чего?
Действительно. А чего это я?
Во-первых, даже если родители принесут лопатки, то потом первые же начнут выставлять претензии, что детей выгнали на мороз убирать снег. А во-вторых, я не знаю, что происходит с детьми, но они не "пользуются тормозами". Лопатка сразу же превращается в оружие, которым так и тянет ударить ближнего своего.
Я сам, когда работал в школе, это замечал. Дети не думают о последствиях. Не знаю, как это называется, но они даже не предполагают, что будет, если просто ударить лопатой по голове.
- А я не знал, - скажут они.
И говоришь им - "Нельзя!". А они, пока сами не убедятся, что будет, не успокоятся.
И еще есть один фактор, про который сегодня не принято говорить. Вот, к примеру, резко возвратились мы в 1987 год. Один мальчик ударил другого мальчика лопатой. Что сделала бы воспитательница? Так бы его отчитала, что другим неповадно бы стало. Плюс - наказательные санкции.
Но сегодня у нас другие методы, Шурик.