Найти тему
Дневник М и Ко

Дела снежные

Жена сегодня звонит:

- У нас тут снега на участке навалило. Помоги убрать своей супер-лопатой.

Что есть, то есть, но свою супер-лопату я использовать не буду. Приехал с обычной лопатой.

У нас действительно прошла снежная метель, всё в снегу. Если бы это была Москва, а не деревня, то везде бы уже трубили про пробки в 9 баллов.

За полчаса всё убрал. Еще горку накидал, так как маленькие дети любят кататься с горки. Еще одна снежная буря - и горку можно будет заливать.

Убирать участки входят в обязанности воспитателей. Моя не может в силу причин, про которые я когда-нибудь может быть напишу (но там грустная история про нашу "бесплатную" российскую медицину).

А на улице дует северный ветер, уже минус десять, а ночью будет минус двадцать.

- Опять эта зима! Каждый год одно и то же.

А в моем детстве ...

Когда я ходил в детский сад, который на картинке, у нас у каждого была своя детская лопатка.

Воспитательница говорила родителям:

- Сделайте ребенку лопатку.

Все делали. Лопаты хранились в специально отведенном месте.

После каждого снегопада воспитатель и няня брали в руки лопаты, дети брали в руки свои лопаты (на которых были подписаны фамилии) - все шли убирать снег.

Понятно, что от маленьких детей там толку было ровно ничего, но важен был сам процесс, который был элементом трудового воспитания.

Мы прекрасно понимали, что у нас есть лопаты и есть фронт работ. Хочешь или не хочешь, но снег нужно убирать.

Это только в плохом зарубежном кино дети радуются снегу, чтобы можно было слепить снеговика и посидеть на коленке у Санта-Клауса. Деревенский ребенок понимает, что этот снег сейчас нужно убирать.

Как-то однажды после очередного снегопада мой одногруппник заявил на построении перед завтраком:

- Б....! Опять снег убирать!

- Чего ты сказал? - поинтересовалась воспитательница.

- Снега навалило.

В принципе, у воспитательницы была такая же мысль, как и у дошкольника.

- А вы детей заставляете снег убирать? - поинтересовался я у жены.

- Ты чего?

Действительно. А чего это я?

Во-первых, даже если родители принесут лопатки, то потом первые же начнут выставлять претензии, что детей выгнали на мороз убирать снег. А во-вторых, я не знаю, что происходит с детьми, но они не "пользуются тормозами". Лопатка сразу же превращается в оружие, которым так и тянет ударить ближнего своего.

Я сам, когда работал в школе, это замечал. Дети не думают о последствиях. Не знаю, как это называется, но они даже не предполагают, что будет, если просто ударить лопатой по голове.

- А я не знал, - скажут они.

И говоришь им - "Нельзя!". А они, пока сами не убедятся, что будет, не успокоятся.

И еще есть один фактор, про который сегодня не принято говорить. Вот, к примеру, резко возвратились мы в 1987 год. Один мальчик ударил другого мальчика лопатой. Что сделала бы воспитательница? Так бы его отчитала, что другим неповадно бы стало. Плюс - наказательные санкции.

Но сегодня у нас другие методы, Шурик.