В России крайне популярен миф о том, что где-то есть «цивилизованные страны», в которых научились эффективно обращаться с отходами, а мы пока отстаем. Коротко этот миф обычно озвучивается так: Швеция, мол, даже закупает мусор у других стран и делает из него энергию, а в Японии из мусора строят острова. А для того чтобы прийти к таким достижениям, понадобилось 30 лет. Подобную точку зрения я увидела в тексте Даниила Давыдова «Чистая планета – безопасная жизнь» в «УГ» №44 от 1 ноября. Хотелось бы прокомментировать затронутую наболевшую тему.
На самом деле утверждать, что где-то в мире удалось действительно радикально решить проблему отходов, нельзя. Отчего?
Дело в том, что проблема возникает на этапе добычи ресурсов и заключается в том, что именно в этом процессе производится 99% всех отходов. Навсегда разрушаются ландшафты, загрязняются водные объекты, воздух, на многие-многие годы становятся непригодными для эксплуатации почвы. При производстве товаров, упаковки также образуется большое количество отходов. И уже потом, когда товары и упаковку использовали и нужно их утилизировать, возникают новые, именно последние для нас становятся объектом повышенного внимания.
Как современная наука предлагает решать общую проблему отходов? Проектировать товары и упаковку так, чтобы они долго служили, подлежали ремонту, а после окончания срока эксплуатации их было легко переработать. Отказываться от использования одноразовых вещей. Перерабатывать то, что можно, а то, что нельзя, сжигать или хоронить на полигоне.
Во многих странах на законодательном уровне принята иерархия обращения с отходами. В России тоже. Поэтому в области законодательства у нас достаточно прогрессивное государство.
Так почему нельзя порадоваться за Швецию, которая закупает мусор? Потому что шведы сами этому не рады. Они построили большое количество мусоросжигательных заводов. Эти фабрики очень дороги в эксплуатации, а их простой в случае недозагрузки мусором еще дороже. Энергия, получаемая из отходов, дороже солнечной и ветряной. В процессе работы таких заводов образуется токсичная зола, которую приходится утилизировать особенным образом. К тому же получается, что ресурсы при сжигании уничтожаются. Грубо говоря, придется снова добывать их, значит, создавать горы производственных отходов. Сжигая мусор, мы безвозвратно сжигаем ресурсы и сами заставляем себя производить новые отходы.
В России тоже есть сторонники мусоросжигания и программа по строительству мусоросжигающих отходов. Экологи предупреждают, что в нашей стране, как и во всем мире, мусоросжигание – тупиковый путь обращения с отходами.
Таким образом, даже если в нормативных актах сжигание называют энергетической утилизацией, то есть переработкой, по факту процесс не соответствует названию. Но что происходит в «цивилизованных странах» с настоящей переработкой? Когда из бутылки производят новую бутылку? Действительно, благодаря раздельному сбору отходов, наличию сортировочных станций популярные виды пластика, картон, металл за рубежом перерабатываются без проблем. Однако в мире, как и в России, производится огромное количество товаров и упаковки, которые невыгодно, неудобно, сложно переработать. К сожалению, есть много расследований, выявивших, что такие не нужные никому «вторичные ресурсы» страны Европы, США отправляют на свалки в другие страны. Постепенно эти государства отказываются принимать чужой неликвид, однако следы мусора «цивилизованных стран» находят то на Филиппинах, то в Турции, то на цементных заводах Болгарии.
Из хороших инициатив в мире можно отметить запрет пластиковых пакетов (ограничения в десятках стран), одноразовых трубочек и других одноразовых товаров. Залоговая стоимость упаковки – это тоже действенная вещь. Во многих странах действует расширенная ответственность производителей, когда создатель товара или упаковки оплачивает утилизацию заранее. Однако здесь наблюдается много манипуляций и нарушений, а международные корпорации, которые из года в год оказываются в лидерах по загрязнению мира пластиком, до сих пор не смогли найти решения и добиться возврата упаковки для переработки.
Что же происходит в России? Наша страна сейчас находится на перепутье. Да, с отходами у нас все не очень хорошо, как с промышленными, так и коммунальными. В районе 90% отправляются на полигоны, которые в 34 регионах страны почти исчерпали свой ресурс.
Однако в нашей стране строятся сортировочные станции, много инициатив по раздельному сбору отходов, а главное – на уровне правительства не внедрены, а пока только поддерживаются предложения по сокращению одноразовых вещей (что тоже хорошо, когда-то они будут приняты).
Но в России пока не возведены дорогие мусоросжигательные заводы, не сделан шаг, откуда сложно пойти в сторону прогресса. И в этом отношении у нас большие возможности – взять все лучшие достижения, отбросить то, что не работает, и сделать так, чтобы мусора в нашей стране было как можно меньше, чтобы вторичные ресурсы перерабатывались, а люди знали, для чего нужно не производить мусор и разделять отходы, чтобы жить в действительно чистой стране.
Мария МАЛОРОССИЯНОВА, координатор проектов Движения ЭКА
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».