Был в истории один день, разделивший две судьбы на «до» и «после» – Ленина и Фанни Каплан. Кто-то называет ее преступницей, кто-то скажет – мученица, а другие видят в ней женщину, преданную любимым.
Но как бы то ни было, Каплан напрочь потеряла здоровье и само желание жить еще в молодости. Кем же была эта женщина, решившаяся стрелять в вождя пролетариата?
Событие, о котором рассуждают и сегодня, случилось 30 августа 1918 года. Именно тогда произошло громкое покушение – выстрел, весть о котором за пару дней облетела всю страну. Стреляла Каплан. Целилась в Ленина.
Владимир Ильич пережил то покушение, но уже никогда не смог оправиться. Здоровье после такой травмы было не восстановить.
Почему Фанни решилась на убийство? И почему так много людей испытывают к женщине жалость и называют ее «жертвой»?
Каплан родом из Украины. Родилась в 1890 году. Ее папа преподавал в еврейской школе. А маленькой Каплан при рождении дали имя – Фейга. Семья была большой – 4 дочки и 4 сына. Дети учились дома. Родители во всем проявляли строгость.
Росла Каплан смышленой, шустрой девочкой. Но отец не хвалил живость ребенка, а она никак не могла подстроить себя под строгие нравы ортодоксальной семьи.
Так юная Фейга выросла в подростка-бунтарку. Во что выльется строптивый нрав девушки, вы узнаете дальше.
Если сегодня подростки протестуют, объединяясь в группы, то в те времена они бы смело могли попасть в революционный кружок. Именно так произошло с Каплан.
В этот период жизни еврейское Фейга меняется на звучное Фанни.
В том же нежном возрасте Фанни встретила свою первую любовь. Им стал парень по имени Виктор Гарский, разделявший революционные воззрения девушки-бунтарки. Парочка решает подготовить крупное нападение – убийство генерал-губернатора.
Подростки сами изготовили бомбу и подготовили покушение.
Как оказалось, возлюбленный Каплан уже сталкивался с оружием такого рода. Молодой человек был только на 2 года старше Фанни, но уже имел опыт. Тогда как юная Каплан была еще «зеленой».
Взрыв прогремел в гостинице «Купеческая». Дело было в 1906. Но ожидаемого эффекта достичь не удалось – помешала неопытность участницы. Фанни сама получила травму.
Приехавшие на место жандармы, обнаружили подрывательницу и самодельное устройство. Гарский быстро ретировался с места события. Идейный товарищ и возлюбленный в одном лице ни то что не помог Каплан, а еще и бросил ее одну на месте преступления.
Фанни оказалась вернее. Ни на одном допросе она не назвала фамилию Виктора.
Только представьте – 16 летнюю девушку судят. И назначают ей высшую меру – смертный приговор. Но возраст все же стал причиной для «смягчения». Казнь заменили каторгой.
Раны еще не успели затянуться, когда Каплан уже ехала в Сибирь. Из-за взорвавшейся бомбы зрение девушки начало быстро снижаться. К полученным ранам добавился жуткие условия и огромная нагрузка.
Условия новой жизни и изнурительный труд ударили по здоровью Фанни.
Тяготы каторги оказались непереносимыми. Молодая девушка думала свести счеты с жизнью. В 1909 она даже предприняла попытку. Но начальство обратило внимание на состояние арестантки и ее условия чуть облегчили.
После революции прошла амнистия. Все «политических» выпустили досрочно.
Когда Каплан вновь вступила в большой мир, ей было 27. Но из 16 летний девчонки она не превратилась в девушку, а сразу обернулась изнеможенной и сильно состарившейся «старухой». Именно так по воспоминаниям современников ее воспринимали.
Каплан практически потеряла зрение за 11 лет каторги.
Но сразу после освобождения, Фанни отправили на курорт. Так было со всеми, кто оказался участником борьбы с царским режимом. Поездка в Евпаторию после тюрьмы – своеобразная дотация от новой власти. Фанни воспользовалась путевкой. К слову, никого из ее родных в стране не осталась. Семья перебралась в Америку еще в 1911.
В том путешествии на юг девушка встретила Дмитрия Ульянова – родного брата Ленина.
Имел ли место банальный «курортный роман» или между молодыми людьми сложились хорошие товарищеские отношения – неизвестно. Но Дмитрий взялся помочь Фанни. С его подачи она попала на лечение и прошла операцию на глаза. Зрение частично восстановилось.
Лечение проходило в Харькове, а после восстановления Каплан отправилась в Крым и устроилась на работу заведующей курсами для служащих волостных земств.
В Евпатории девушка встретила еще мужчину, свою первую любовь – предавшего ее Виктора Гарского.
Об этом инциденте упомянет следователь в своих дневниках, которые вел из-за длительного постельного режима. В текстах сохранилось много упоминаний о деле Каплан и о том, что девушка рассказывала во время допросов.
«Я увидела Виктора случайно. Вечером я отправилась на встречу, чтобы объясниться. Сначала пошла на рынок, там я думала купить хорошего мыла. Это было не дешево, и я решила продать платок… купила мыло. После… на утро, он признался, что не любит меня, да и вообще, не любил никогда…»
После этого случая Каплан окончательно ощутила себя брошенной и преданной.
10 лет, проведенные на каторге, не «выбили» из девушки интерес к политической обстановке. Там же под влиянием эсерки Спиридоновой, Фанни также захотела стать частью партии.
Девушка мечтала, что власть перейдет в руки эсеров. Но этого не произошло. Тогда было решено действовать самостоятельно.
Именно так заветной «мишенью» Каплан становится вождь пролетариата – Владимир Ильич Ленин.
В предпоследний день лета 1918 года на заводе Михельсона в одном из районов столицы случился митинг рабочих. Приехал с выступлением Ленин. Но никто не ожидал, что прозвучит 3 выстрела.
Фанни удалось выстрелить в свою «мишень», но не единожды, а целых три раза. Ее виновность в покушении не будет подвергаться сомнению даже спустя сотню лет. Уже через пару минут женщину схватят. Но она и не сильно противилась.
Слова Каплан после задержания:
«Хотела убрать Ленина как предателя революции и препятствие на пути к социализму».
По воспоминаниям свидетелей, Каплан промолвила такие слова:
«Долг выполнен. Можно умереть с доблестью».
Однако допросы затянулись. Из Фанни буквально силой выбивали признание в шпионаже. Организовали очную ставку с Локкартом – английским дипломатом. Но девушка убежденно твердила: «я делала все одна».
Дипломат упомянет о встрече, назвав Фанни «непривлекательной дамой с бесцветным лицом».
Допросы продлятся 4 дня. После последует устный приказ от Свердлова – тот самый, которому приписывают приказ о расстреле царской семьи. Приказ – расстрелять.
Казнь состоялась прямо за аркой Московского Кремля под рев заведенных машин.
Тело закатали в бочку из-под смолы, облили бензином и дотла сожгли прямо там же, под стенами Кремля. Захоронение делать отказались, дабы не создавать «место паломничества». На месте покушения установлен памятный камень.
Спустя 2 недели Гарский посетил кабинет Свердлова, а вышел большим начальником.
С тех трех выстрелов началась эпоха «красного террора», проводившегося большевиками против врагов власти. По городам прокатилось известие о сотнях убийств.
Знали ли вы историю той, кто стреляла в Ленина?
Ваш лайк, комментарий и подписка будут лучшим вознаграждением. Всем огромная благодарность.
До скорой встречи.