Найти тему
МК

В старшую школу вернутся элементы НВП: щель, блиндаж и гранаты

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школах реформируют, но пока только в старших 10–11-х классах. В программу включат много «активностей», очень напоминающих былую НВП. Например, школьники будут изучать оказание первой медпомощи в бою и сбор-разбор автомата на время. Еще ожидаются метание гранат, стрельба и «создание защитных сооружений».

  Геннадий Черкасов
Геннадий Черкасов

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школах — предмет, который и раньше вызывал споры. Одни считали, что для жизни в современном мире детям больше нужны приемы безопасности в Интернете или финансовая грамотность, чтобы не стать жертвами хакеров, телефонных мошенников или грабительских пирамид. Другие толковали, как важны человеку XXI века сведения по экологии, раздельному сбору мусора и помощи социально уязвимым членам общества. В последнее время риторика вокруг предмета изменилась. В Госдуме и на уровне министерств-ведомств зазвучали предложения вернуть в школу почившую в постсоветский период начальную военную подготовку (НВП).

Сегодня ОБЖ у старшеклассников состоит из 10 модулей. Там есть «Основы обороны» и «Основы военной службы», но эти часы занимают не более четверти от всего курса. По большому счету сейчас предмет «мирный»: здоровый образ жизни, психология экстремальных ситуаций, информационная безопасность... «Он (предмет) частично перенял традиции, сохранившиеся от начальной военной подготовки, которая была еще в советской школе», — комментирует научный редактор нового курса ОБЖ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу. По ее мнению, раньше в ОБЖ был перекос между теорией безопасного поведения и практикой: «Очень много рассказывалось об опасных явлениях и крайне мало о правилах безопасности». Мол, был сжатый курс спасателей и немного НВП, а всего этого надо больше.

В школах, насколько удалось узнать «МК», тоже не бьют тревогу по поводу изменений в курсе «жизнедеятельности». Хотя и признают, что такие выдержки из рекомендаций, как «средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою». Или «общевойсковой защитный комплект (ОЗК)», а еще изучение внутреннего устройства гранат разных систем, но особенно «Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель. Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава» напрягают. Все-таки обычная школа — не военное училище.

— Нет, мы особенно не переживаем. Известно, что поменяют 2 модуля, — говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. — То есть из тех 10 разделов, что есть, поменяются два. У нас оборудование имеется в школе: манекен, носилки, противогазы, респираторы. С преподавательским составом тоже порядок, есть кому рассказать обо всем, что связано со спасательскими приемами, медпомощью и НВП. Вот небольшим школам где-то в области придется выкручиваться, наверное. С другой стороны, письма от нашего головного ведомства носят рекомендательный характер. Не смогли, допустим, вырыть в школьном дворе окоп или построить блиндаж — значит, на картинке покажем или ролик посмотрим...

Родители, как известно, относятся к возвращению НВП в школы по-разному, и новость об изменениях в курсе ОБЖ оживила дискуссию. Одни новшество поддерживают, «ребенок должен быть готов к строю и обороне». Другие, особенно мамы, кивают на то, что 10–11-е классы и без того горячая пора, когда головы забиты подготовкой ЕГЭ. А тут какие-то новые программы и, возможно, теоретические «домашки» на 3 листа.

— Да, я за! Но это все в средней школе надо делать, а не в старшей, — считает Леонид, папа московского шестиклассника. — Вот там супер: все эти носилки, и в противогазах бегать, гранаты кидать. Девочкам оказывать приемы первой помощи... А в 10–11-м классе здоровые лбы, косить будут, и все. И к тому же многие после 9-го класса уходят из школы...

— У меня очень негативный опыт был с НВП, — говорит мама двоих учеников школы Анастасия. — У нас и физкультура была какая-то военизированная, все время эти гранаты и кроссы. Помню, как мы на стадионе занимались, а на рядах сидели какие-то люди и ржали над тем, как мы деревянные гранаты кидали. И, собственно, НВП была в здании. Надо было приходить в военной рубашке и расхаживать в ней весь день. Сбор-разбор автомата Калашникова это был мрак, ничего не получалось, я плакала просто. Военрук у нас был отставной офицер, его девичьи слезы трогали, ставил нам «четверки». В шеренги становились, помню, маршировали, противогазы по очереди напяливали. Даже не знаю, зачем сегодня детям это все нужно. Трата времени из школьной программы, которая и без того перенасыщена.

Автор: Станислава Одоевцева