В 1938 году Генрих Ягода был приговорён к расстрелу. Как так вышло, что один из соавторов «Большого террора» попал в жернова раскрученной при его непосредственном участии машины?
Историки до сих пор спорят — был ли Ягода кровавым палачом или ревностным блюстителем правопорядка и государственной безопасности. Бытует даже мнение о том, что с должности его сняли лишь ради назначения кого-то более управляемого и жестокого.
Принято считать, что по карьерной лестнице Ягода продвигался благодаря семейным связям. Он и впрямь приходился родственником Якову Свердлову, но был достаточно честолюбив, чтобы добиваться результатов самостоятельно — прошёл Первую мировую и Гражданскую войны, работал на Путиловском заводе, был редактором газеты. Потом перешёл в Петроградскую ЧК.
Там молодого чекиста заметил Дзержинский, и через несколько лет пригласил возглавить особый отдел ВЧК. Формально, Свердлов действительно просил за родственника, но в самостоятельной симпатии Железного Феликса к Ягоде нет никаких сомнений.
Постоянно болеющего Менжинского Ягода, прямо скажем, подсидел. Исполняя обязанности главы ОГПУ, он ярко поддерживал набирающего силы Сталина. Ставка, как известно, сыграла.
Создатель ГУЛАГа
Даже само название Главного управления Лагерей до сих пор вызывает у русских людей некоторый трепет. Мнения разделились. Для кого-то ГУЛАГ — чуть ли не основа экономики СССР, для других — сеть лагерей смерти. Обе крайности действительности не соответствуют. Прямой цели истребления людей перед лагерями никогда не стояло, в экономике они тоже участвовали не более, чем процентов на 10.
При Ягоде условия в лагерях были даже лучше, чем после его ареста. Он изо всех сил старался поддерживать картинку о трудовом перевоспитании осужденных — в лагерях были созданы условия жизни, которые можно считать неплохими. Да и количество политических при Ягоде не превышало 13% от общего числа. При Ежове этот показатель будет выглядеть поистине смешным.
Заключенные работали на крупнейших стройках. Например, за строительство заключенными ГУЛАГа Беломорско-Балтийского канала Генрих Ягода получил орден Ленина.
Московские процессы — начало конца
Как глава НКВД (с 1934 года), Ягода отвечал за целый ряд громких уголовных процессов. В частности, «Первым Московским процессом» или «процессом шестнадцати», жертвами которыми стали бывшие руководители партии — прежде всего, Каменев и Зиновьев. Сразу отметим, что сам Ягода станет фигурантом «Третьего Московского процесса».
Детонатором «Московских процессов» стало убийство Сергея Кирова — ближайшего соратника Сталина. Деятельностью Ягоды по проведению следствия лидер окажется недоволен, а стараниями набирающего силу Николая Ежова тут же появится множество жалоб от узников ГУЛАГа — Ягода, мол потворствует злоупотреблениям при следственных действиях.
В дело пошли и компроматы. То у Ягоды изымали огромные деньги, то находили антикварные вещи. В какой-то момент даже появились слухи о том, что народный комиссар внутренних дел подпольно занимается вполне внешними — продает лес в Канаду. В качестве вишенки для торта, распространялась и информация об изъятии у Ягоды внушительной коллекции порнографии.
Бывшего наркома обвиняли в шпионаже — эту вину он решительно отрицал. Во всем остальном сознался. Многие доводы обвинения были буквально взяты с потолка. При этом об очевидных злоупотреблениях не шло и речи.
Приговор и казнь
Ягода боялся смерти. После вынесения смертного приговора, просил о помиловании. Писал, что стоит на коленях перед народом и партией, прося помиловать и сохранить его жизнь. Народ и партия были непреклонны.
В марте 1938 года Ягода был зверски избит, а затем расстрелян. Перед этим его заставили присутствовать при казнях восемнадцати других фигурантов «Третьего Московского процесса». Все они, кроме самого Ягоды, были впоследствии реабилитированы.
Спасибо за прочтение. Ставьте лайки, пишите комментарии и не забывайте подписаться на канал.