Параллелограмм, полимерные пружины и минимальное усилие на страгивание для дорог и гравия
Для многих рычажные или параллелограммные вилки - это пережиток прошлого. Такие бренды, как Trust пытались недавно возродить и продавать современные рычажные вилки для горных велосипедов, но вскоре производство было закрыто. Однако может ли в мире гравийных байков найтись место для применения такой технологии? SRAM и RockShox, похоже, считают именно так!
Ребята с портала off.road.cc отыскали патентную заявку SRAM от 10го ноября с набросками рычажной вилки, разработанной специально под гравийники.
Первым делом давайте посмотрим, как именно работает эта вилка. Судя по наброску, конструкция не слишком сложная. Верхняя часть вилки со штоком и короной соединена с двумя нижними ногами через две пары рычагов, образующих два параллелограмма. Из набросков также видно, что вращаются рычаги на подшипниках.
На 10м наброске хорошо видно, что в штоке вилки расположен пружинный демпфер, который и будет отвечать за работу вилки. В патенте указано, что пружины в демпфере будут использоваться сдвиговые, потенциально параллелограммной формы. Так же указано, что пружины могут быть изготовлены из податливого материала, например, уретана или термопластика. В некоторых примерах, приведённых SRAM, жёсткость пружины задаётся гибкими линками - идея, очень близкая к той, что уже применяют Lauf на своих вилках True Grit и Carbonara (https://bikerumor.com/review-lauf-true-grit-gravel-bike-is-greater-than-the-sum-of-its-parts/).
В тексте патента SRAM также описывают недостатки традиционных телескопических вилок, указывая на их высокую стоимость производства и тот факт, что предназначены они для больших ходов подвески и для байков, которым нужен маленький ход они подходят не так хорошо.
Также отмечается, что телескопическим вилкам требуется некоторое усилие на страгивание, а тряска на дорожных и гравийных байках может просто не преодолевать этот порог и в итоге передаваться на руки, вместо того, поглощяться подвеской.
Да и ноги со штанами телескопических вилок имеют круглый профиль, далеко не идеальный с аэродинамической точки зрения.
Главная идея применения рычажного дизайна - получить значительно меньшее усилие на страгивание для лучшей отработки тряски и мелких неровностей, так как в подшипниках его практически не будет, а также для придания вилки более аэродинамичной формы.
Ещё одно преимущество рычажной конструкции вилки, хоть оно и не указано в патенте, заключается в том, что с ней можно получить амортизационную вилку меньшей высоты от оси до короны, чем у телескопических конструкций, а значит её можно будет использовать на большем количестве существующих дорожных и гравийных байков без искажения их геометрии. Но автор заметки отмечает, что тут он может ошибаться, так как это уже его личное предположение.