Черно-белое вековое фото уже 10 лет не дает покоя любителям истории. Кто эта татарская девушка? Почему снимок нестандартного размера? И кто подкрепил его главным символом крымского хана Шахин Гирея? Вопросы пока остаются открытыми. Может, краеведы и этнографы из Татарстана помогут ответить на них.
Фотопортрет неизвестной девушки – документальное свидетельство другой жизни. Особенная красота героини, сюжет и атмосфера снимка напоминают всемирно известную работу Леонардо да Винчи – «Джоконду». Почти каждый, кто воочию лицезрел фото, убедился в этом.
Автор и героиня фотографии волею судьбы остаются неизвестными. Ведь на снимке нет ни одного слова или символа. Сейчас эта фотография украшает музей городского Татарского общественного центра, а много десятилетий назад эта печать прошлого в потертой раме украшала стены дома и была поводом для разговоров и восхищений.
Некогда семейная ценность, а сегодня – загадочный экспонат музея, лежал в груде ненужных вещей в сарае большого дома. Деревянно-кирпичная постройка начала XIX века расположена на берегу реки Иртыш, на перекрёсте улиц Шмидта и Уранхаева. Сейчас – это респектабельный район казахстанского города Семей Абайской области, а раньше здесь начинался Семипалатинск. В двух кварталах располагались Усть-Каменогорские ворота.
Образ девушки спас житель Семея Марат Сасанов – известный в городе поисковик и руководитель краеведческого общества «Прииртышье».
«Когда наши друзья купили половину дома, прежние хозяева вынесли весь ненужный хлам в пристройку. Друзья, зная, что я увлекаюсь краеведением и интересуюсь предметами старины, пригласили меня взглянуть на эти вещи. Там была старая мебель, посуда. Но только картина и елочные игрушки привлекли моё внимание. Судя по тому, что на портрете была изображена татарка, наше общество передало его в городской музей татарского центра», – рассказал Марат Сасанов.
По словам краеведа, снимок сразу понравился музейщикам. Портреты такого размера в экспозиции увидишь не часто. Национальный головной убор на голове героини больше похож на татарский. Хотя есть приверженцы версии, что это башкирский или крымский атрибут.
Клад по фен-шую
Загадочный портрет незнакомки после ее обнаружения вызвал большой интерес среди краеведов. Но то, что произошло дальше, окутало фотографию и ее владельцев еще большим ореолом таинственности. Разбирая рамку, в которую был помещен портрет, Марат Сасанов нашел крымскую монету кырмыз. Медный аналог Екатерининских пяти копеек выпал из деревянного обрамления.
Закладывать монеты в углу дома и в тайниках было своего рода фен-шуем для привлечения достатка, а так же оберегом от сглаза и злых духов. Видимо, домовладельцы тщательно заботились о своем жилище и благосостоянии. Еще одна версия хранения такого скромного «клада» – это связь с родиной. Часто кырмыз называют еще и татарской монетой.
Вам будет интересно!
Кырмыз – это монета последнего Крымского хана Шахин Гирея, который был ставленником Российской короны и правил с 1777 по 1783 годы. Согласно источникам, он был потомком Чингисхана, получил отличное европейское образование и считался незаурядной личностью, писал стихи на татарском и арабском языках. Его попытки модернизировать Крымское государство на европейский манер не всегда были успешны. Но что ему наверняка удалось, так это повысить уровень монетного производства.
В первые годы правления татарского хана монеты, как и прежде, создавали вручную. И уже примерно с 1780 года медные и серебряные денежные средства чеканили на литых заготовках. Причём на всех монетах вырезалась одна и та же дата – 1191 год по лунной хиджре, т.е. год вступления на престол Шахин Гирея (1777).
Номинал медных монет выражался в акче, а серебряных – в пара. В результате реформы в обороте появились медные чхаль, кырмыз (10 акче), легкий кырмыз (7,5 акче), грош, мангир и, собственно, акче.
Кырмызы по внешнему виду отличаются гуртом и обрамлением в виде венка из 11 цветов по часовой стрелке. Он был приблизительно равен 5 российский копейкам. Увесистый медный пятак является редким и желанным экспонатом нумизматов.
К слову говоря, история с закладкой монеты за фотографию девушки один в один напоминает сюжет петербургской повести Николая Гоголя, в котором юный художник принес домой портрет пожилого мужчины, а из потайного отверстия старой рамы выпал сверток золотых монет. Но сейчас пойдет речь о другом известном классике.
Городские легенды
Девушка на фотографии лично могла знать Федора Достоевского! Краеведы предполагают, что дом, в котором был найден снимок, посещал известный русский писатель. На это указывает его фраза из личных записей, в которой говорится, что «из окна дома видна проплывающая баржа по реке Иртыш». А вот из известного дома почтальона Лепухина, на втором этаже которого он снимал 4 комнаты, и который впоследствии стал литературно-мемориальным музее, такой пейзаж был маловероятен.
Исследователи считают, что Федор Михайлович мог не только бывать в двухэтажном жилом особняке, но и снимать там комнату. Первое время солдат штрафной роты Достоевский, который в марте 1854 года был сослан в Семипалатинск, провел в казарме. А позже получил возможность жить в отдельных «палатах».
«Допускаем мысль, что половина этого особняка была доходным домом, то есть он сдавался. С стороны реки Иртыш половина дома с одним входом, то есть здесь жили хозяева. А вторая половина до сих пор имеет 4 старинных входа, и все они отдельные. Возможно, это был один из первых доходных домов старого Семипалатинска. А уже потом такие съемные жилища стали модной тенденцией», – рассказали краеведы.
Достоевский оставил Семипалатинску чудесное наследие в виде будущих экспонатов, рукописей, воспоминаний местных современников и впечатлений от общения с ним. Он создал в городе на Иртыше всемирно известные произведения «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон», главы из «Записок Мертвого дома». Здесь же он познакомился со своей будущей женой Марией Исаевой. Не обошлось и без мистики. Казарма, в которой служил Достоевский, сгорела в год смерти писателя, зимой 1881 года.
Вопросы без ответов
Кем именно была девушка с фотографии? А может быть она ещё жива и проводит глубокую старость в окружении любящих родственников. Мнения фотографов по поводу возраста снимка разделились. Одни мастера светового искусства считают, что образу незнакомки не меньше 100 лет. Другие видят в нем работу 40-х годов 20 века.
Краеведы и сотрудники музея из Семея не могут дать пояснения снимку. Поэтому надеются на помощь коллег из Татарстана. Быть может потомки загадочной татарской девушки, так похожей на флорентийскую госпожу Лизу дель Джокондо, помогут разгадать загадку. А пока предмет эстетического созерцания с особой аурой хранится в музее, вызывает массу вопросов и наращивает свою значимость, ведь чем старше снимок, тем он ценней.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/taina-starinnoi-fotografii-tatarskaya-dzokonda-ozadacila-kraevedov-iz-kazaxstanskogo-semeya-2377