Специалисты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата проанализировали изменения в структуре трат потребителей в различных российских регионах за 2022 год. Особое внимание они обратили на «вредное потребление» — покупку сладостей, алкоголя и табака — а также на траты в заведениях общепита и учреждениях культуры.
Как утверждают аналитики, в среднем по стране структура трат стала напоминать «пандемийную модель», при которой расходы на «вредности» растут, а на развлечения вне дома (посещение кино, театров, концертов, спортивных соревнований и т.п.) — падают.
Агван Микаелян
член совета директоров FinExpertiza
В ситуации неопределенности и негативных экономических ожиданий россияне идут по достаточно стандартному пути: готовы несколько увеличить расходы на вредную пищу и алкоголь — дешевые заменители развлечений, помогающие скрасить досуг и заесть стресс, но при этом предпочитают сократить траты на досуг вне дома и другие излишества, а также в целом переключаются на более дешевый ценовой сегмент и отказываются от дорогостоящих покупок — к примеру, расходы на бытовую технику упали сразу на 27%.
Однако Челябинская область стала одним из немногих регионов, в которых за год (по данным II квартала 2022 г. в сравнении с II кв. 2021 г.) траты на культурный досуг выросли. После роста более чем в 2,3 раза средние расходы на эти цели семьи из трёх человек составляют 4,3 тыс. руб. Опережают Южный Урал по этому показателю только Москва, Магаданская область и Карелия.
Впрочем, тренд на увеличение расходов, связанных с более простыми способами развлечься, тоже не обошёл челябинцев стороной: траты на покупку табака и алкоголя в регионе за год выросли почти на четверть, «сладкие» расходы и траты в общепите — на 12%. Однако такая динамика вполне может быть связана не столько с повышением спроса, сколько с ростом цен на эти категории товаров.
Ранее на CHEL.DK.RU
«Удел бедных, но гордых»: Южный Урал вошёл в первую 20-ку по невыплаченным потребкредитам