Широко известен тот факт, что в день переворота 28 июня 1762 г. императрица Екатерина Алексеевна (Екатериной II я назвал ее в заголовке для краткости и не совсем корректно – порядковый номер она получит, только став единоличной правительницей) надела военный мундир. Для этого послужил мундир подпоручика Лейб-гвардии Семеновского полка Александра Талызина, который пришелся ей почти впору, только с грудью возникли некоторые проблемы.
В этом мундире Екатерина увековечена В.Эриксеном на знаменитом портрете
Обратите внимание на прикрепленные на шляпе дубовые листики – вообще-то это была австрийская традиция. Гораздо более значимая деталь – голубая лента ордена Св. Андрея Первозванного. Именно в этот день, день переворота, Екатерина «возложила» на себя этот мужской орден в знак восшествия на престол в качестве единоличного монарха. Это впоследствии российские императрицы будут получать этот орден «автоматически» в день совместной с мужем коронации, а тогда такой порядок еще не сложился
Мундир Талызина, бывший на Екатерине в день ее прихода к власти, сохранился и демонстрируется в Государственном историческом музее
Так что же хотела сказать Екатерина Алексеевна своим подданным и в первую очередь своим приверженцам, надевая в тот знаменательный день военный мундир и именно этот военный мундир?
Основное и вполне справедливое объяснение присутствует во многих материалах, посвященных рассматриваемым событиям – облачившись подобным образом, Екатерина предстает не просто женой монарха, но самостоятельным политическим «актором», претендующим на полноту власти, деятелем, стоящим наравне с мужчинами и готовым играть по их правилам.
Не менее важной является демонстрация при помощи мундира тесной связи с гвардией, которая и должна была возвести Екатерину на трон, а затем стать ее ближайшей опорой. Тем более, что надетый императрицей офицерский мундир не имел «привязки» к конкретному гвардейскому полку. Если солдатские мундиры гвардейских пехотных полков той эпохи различались цветом воротников (Преображенский – красный, Семеновский - синий, Измайловский – зеленый), то офицерские мундиры всех трех полков имели одинаковые зеленые воротники. Таким образом, несмотря на то, что Екатерина была облачена в мундир конкретно семеновского офицера, со стороны это читалось как офицерский мундир гвардейской пехоты, без «предпочтения» конкретной части.
Но есть еще один нюанс, упоминаний которого я, кажется, не видел. Безусловно, где-то он должен отмечаться, вряд ли такой важный момент мог остаться вовсе незамеченным. Как известно, в 1762 г. только что взошедший на престол Петр III вводил в гвардии и армии новые мундиры, ориентировавшиеся на прусские образцы – более узкого покроя, с обилием особых прикладных цветов в каждом полку, в гвардии – со шлейфами, то есть золотой обшивкой пуговичных петель. На картинке ниже из «Исторического описания одежды и вооружения российских войск, составленного по Высочайшему повелению» изображены офицеры Лейб-гвардии Преображенского полка, а не Семеновского, в мундир которого облачилась Екатерина, но для нас в данном случае это не принципиально
Так вот, несмотря на введение в гвардейских полках волею ее мужа новых мундиров Екатерина в день переворота надела мундир прежнего образца, использовавшегося в елизаветинское царствование. Когда-то в паре статей (раз и два) я рассуждал о значимости вводимых каждым новым российским монархом военных мундиров как своеобразного политического манифеста. Вот и в данном случае выбор мундира Екатериной был четким и недвусмысленным сигналом для окружающих. Как через тридцать девять лет взошедший на трон Александр I обещал, что при нем «все будет, как при бабушке», так и Екатерина, отправляясь завоевывать себе престол, манифестировала преемственность с прежним, елизаветинским царствованием (которое, в свою очередь, позиционировалось как продолжающее традиции правления Петра I), по сути «вынося за скобки», вычеркивая правление Петра III. И, судя по успеху ее предприятия, такой манифест был воспринят «аудиторией» в целом позитивно.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.