Часто в театральных блогах можно встретить реплику «Ленком уже не тот». В силу естественных жизненных процессов это действительно так. Формула любви к этому театру на протяжении многих лет складывалась из зрительского обожания его ярких представителей и гениальности постановок Марка Захарова. Но жизнь и смерть вносят свои коррективы. И несмотря на то, что оставшиеся ленкомовские мэтры в прекрасной физической форме, ими постепенно осваиваются иные возрастные категории ролей, нежели в спектаклях Марка Анатольевича. Сейчас в Ленкоме время перемен, время обновлений. Безусловный плюс этого времени – появление новых театральных звёзд. И самая яркая звезда нового поколения Ленкома – это актёр Станислав Тикунов, ставший за последние пару лет ведущим артистом театра. При всей своей чрезмерной занятости Станислав отозвался на предложение поговорить со зрителем, за что я ему крайне признательна.
---
- Станислав, сегодня Вы играете в половине спектаклей репертуара Ленкома. И большая часть – это главные роли. За 2 последних года Вы стали ведущим артистом легендарного театра и о Вас заговорили театральные критики. Расскажите, как это произошло?
- Во всем виноват его величество случай. С юности был уверен, что нужно быть готовым всегда ко всему, что рано или поздно тебе представится возможность проявить себя, и ты должен быть готов, заряжен, не расплескать свой талант и способности в ожидании. Мне представился такой случай и я его не упустил. Для актера очень важно быть постоянно в процессе, не раскисать, держать своё тело в форме, тренировать память, заниматься речью. Без руководства театром Марка Борисовича Варшавера, без его веры в мои способности я мог бы не достичь всего того, что сейчас имею. И тут очень важно не только быть в хорошей актёрской форме, но и вовремя продемонстрировать это. Я очень благодарен Марку Борисовичу за то, что он отметил мою готовность к большим ролям, и за его доверие.
- В Вашем репертуаре – как роли в премьерных спектаклях, так и вводы на главные роли в спектакли Марка Захарова. Скажите, когда Вы вводились на роль Фигаро, которую много лет играл Дмитрий Певцов, или на роль Дульчина в спектакле «Ва-банк», которую играл Виктор Раков, Вы сохраняли их рисунок роли, или же создавали свой?
- Все вышеперечисленные Вами спектакли ставил Марк Анатольевич. Он придумал все. И ломать рисунок роли было бы кощунством. Я сохранил все мизансцены, которые были переданы мне Дмитрием Анатольевичем и Виктором Викторовичем. Внёс в рисунок роли свою энергию и индивидуальность, не нарушив целостности спектакля.
- При Вашей героической внешности Вам потрясающе удаются острокомедийные роли. Что Вас в наибольшей степени на это вдохновляет – работа с режиссёром, какие-то примеры из актёрского арсенала великих комедийных артистов, наблюдения из жизни или что-то другое?
- Юмор - понятие очень специфическое и сложное, тонкое. Его необходимо чувствовать. Не педалировать и не просаживать. Конечно, наблюдения имеют место в моем багаже. Я наблюдаю за старшими артистами, слежу, как они работают со своими ролями. Какие пристройки используют, где их поле для импровизации, а где заготовлена та или иная реприза. И как они её преподносят. Дальше пробую, отталкиваюсь от реакции зрительного зала. Если смешно – закрепляю. Если не работает шутка – пытаюсь понять, почему. Ищу новые способы её реализации. Комедию играть гораздо сложнее, чем драму. Мне всегда был ближе комедийный жанр. И сыграть острохарактерную роль, конечно интереснее для артиста. Там больше поля для раскрепощения, поиска и актерского диапазона.
- Для Вашего молодого возраста у Вас весьма обширная фильмография. Плюс, Вы, можно сказать, уже Мастер дубляжа. Теперь ещё и ведущий артист театра. Я уже молчу о том, что Вы отец троих детей. Не хочется скатываться до банального вопроса типа, как Вы всё это успеваете, или сколько часов в сутки отводите на сон, хотя мне и это интересно узнать с практической точки зрения. Но сформулирую так: расставьте, пожалуйста, приоритеты.
- На первом месте всегда была семья. Я очень страдаю, когда не удаётся в полной мере уделить внимания жене и детям. И они, конечно, чувствуют, что теряют меня, когда я в процессе репетиций, в работе, хожу бубню свой текст в ночи, разучивая новую роль. Могу ночью проснуться и начать репетировать какую-то сцену, думая, как бы ее можно было по-другому сыграть. По-новому. Стараюсь балансировать между работой и домом. Но всегда страдает что-то одно. Я не научился пока и не нашёл этот баланс. Чтобы держать все под контролем. Перфекционизм мешает. Хочется везде все успевать на 100%. Но человек не робот, и в любом случае все везде не успеть. Но чем больше задач поставлено, тем больше их реализуется…
- При такой большой загрузке удаётся посмотреть другие спектакли? Если да, интересно, что Вас больше всего впечатлило?
- Иногда удаётся посмотреть спектакли других театров. Впечатляют меня актёрские работы в основном. Наша замечательная Олеся Железняк всегда была для меня примером актёрской и человеческой натуры. Вот у кого стоит поучиться быть профессионалом в работе и хорошим родителем.
- Станислав, а если в работе с режиссёром Ваше собственное мнение о рисунке роли в корне противоречит его установкам, Вы настаиваете на своём, или следуете его замыслу?
- Я полностью погружаюсь в замысел режиссёра. Он наш капитан корабля. Он знает, как это должно выглядеть в итоге. Он ведёт нас к результату. Мы можем наслаждаться поиском. Искать свой рисунок, предлагать. Если это работает и помогает общему делу, то почему бы и нет. Я всегда полагаюсь на задачи, поставленные режиссёром, и привношу в них свой опыт. Это только совместная работа. И не стоит забывать о партнёрах. К каждому разные пристройки. И необходимо слышать, видеть и отталкиваться от актёрской природы партнера, чтобы были те заветные «петелька с крючочком».
- Назовите три самых сильных своих актёрских качества, за исключением, безусловного таланта, в котором уже мы, зрители, абсолютно убеждены.
- Трудолюбие. Умение включаться вовремя. Умение слышать.
- Можете назвать театральных режиссёров, с кем бы Вам было интересно поработать и почему?
- Бутусов. Туминас. Это величины, которые давно заявили о себе. И поработать с ними, взять от их гения хоть малую часть было бы большой честью для меня. А из кинорежиссёров это Быков и Звягинцев.
- Вопрос, с которого логично было бы начать наш разговор, но задаю в конце беседы. Недавно прочитала, что в детстве Вы хотели стать хирургом. Что Вас так влекло к этой профессии, и почему Вы свернули на, можно сказать, диаметрально противоположный путь? Возникали когда-нибудь моменты сомнения в правильности выбора?
- Сомнения это то, что помогает мне оставаться в профессии. Никогда не бывает все хорошо. Есть поиск. Есть кризис. Есть ощущения, что я занимаюсь какой-то ерундой. Но все сомнения рассеиваются, когда я вижу реакцию зрителя на свои работы. Слышу добрые отзывы о киноработах, работах в дубляже. Сразу наступает белая полоса, хочется вновь и вновь творить. Искать новое для себя и дарить зрителю эти тёплые эмоции через свои актерские качества. Безусловно, это заслуга и моей семьи. Родные - самые главные критики, вдохновители и зрители. А что касается хирургии, то я до сих пор смотрю в интернете разные паблики медицинские, проведение операций. Анатомия это то, что всегда меня интересовало. Не жалею, что не пошёл по этому пути. Компенсирую это ролями докторов, хирургов в кино.
- О своих новых работах в театре и кино можете рассказать? Или это пока секрет?
- Не секрет. В Ленкоме сейчас репетирую роль Тихого в спектакле Александра Лазарева «Бег». В производстве сериалы с моим участием - «Екатерина», 4 сезон («Фавориты») и «Чёрный ящик». Из озвученных проектов – «Воронья лощина» (озвучиваю Эдгара По), «The doors» (Джим Моррисон), сериал «Чёрная птица» (Джимми Кин).
- Стас, спасибо за этот интересный разговор. Я желаю Вам больших творческих успехов!
- Благодарю Вас.
---
Я с нетерпением жду новых театральных работ Станислава Тикунова, потому что его игра доставляет мне, как зрителю, невероятное удовольствие!
#ленком #станиславтикунов