Приветствую!
В самом начале существования своего Дзен-канала, я показывал фотографии трамвайной линии через парк Сокольники, сделанные мной летом этого года, в которой вспоминал все зелёные зоны Москвы, через которые курсируют трамваи. В августе, мы с вами осмотрели линию в Измайловском ПКиО, а в этой статье, совершим прогулку по линии, проходящей по южной окраине парка Покровское-Стрешнево от Панфиловского путепровода до метро "Щукинская". Снимки эти были сделаны в самый пик "золотой осени" - середине октября.
Устраивайтесь поудобнее, заваривайте чаёк, начинаем нашу виртуальную прогулку!
Итак, начинаем мы на перекрёстке Волоколамского шоссе и улицы Панфилова. В этом месте сходятся трамвайные маршруты со стороны метро "Сокол", улицы Константина Царёва и Пехотной улицы:
Ещё один ракурс перекрёстка:
Вид с перекрёстка в сторону м. Сокол:
Здесь интересующиеся могут узреть на контактной сети трамвая вот такую конструкцию. Это - "входные" контакты автоматической расходной стрелки. Они есть практически возле всех трамвайных стрелок Москвы, и отвечают за приведение в действие автоматики стрелочных переводов. Принцип работы таков: Когда токоприёмник трамвая проезжает (или проскальзывает, уж не знаю, верно ли слово подобрал) под ними, водитель нажимает на пульте кнопку, соответствующую нужному направлению, и стрелка переводится. Первым по ходу движения висит сериесный контакт (на фото - чёрная хреновина). Он отвечает за левое положение стрелки. Следом идёт контакт шунтовой (две верёвочки, висящие вдоль провода), который переводит стрелку направо.
Панфиловский трамвайный путепровод над Московской кольцевой ЖД (ныне МЦК). Построен взамен старого путепровода 1925 года постройки. Открыт 28 сентября 2015 года:
Линия в сторону метро "Войковская" проходит под путепроводом. Песа 31 маршрута ждёт разрешающего сигнала светофора, стоя под автомобильным мостом:
Витязь следует по путепроводу в сторону Щукинской:
"Вумная" наскальная живопись на бетонном парапете между рельсами и тротуаром:
Рядом с мостом - "логово Черепашек-ниндзя":) Я насчитал в кадре 9 люков:
Рельсы спускаются с моста, пересекают Большой Волоколамский проезд и идут по краю Большой Всехсвятской рощи:
Вид на кривую, ведущую на мост, со стороны рощи:
А это вид в сторону Пехотной улицы:
Кривая, выводящая трамваи на Авиационную улицу, перекрёсток путей с Пехотной улицей и одноимённая с улицей остановка:
Вид с зумом на Авиационную улицу:
Вид на остановку с другой стороны:
Ещё видок на Авиационную, красиво, но получилось не очень чётко, ибо доверился автофокусу, а тот сфокусировался на рельсы. В кадре видно два переходных перехода через улицу, являющихся, на мой взгляд, крайне небезопасными, ибо выход из леса сильно ограничивает видимость и пешеходам, и водителям трамваев, особенно летом, когда листва загораживает вообще всё:
Два, пожалуй, самых экологичных вида транспорта Москвы:
Остановка "Улица Академика Курчатова, центр крови":
Взгляд назад, в сторону Панфиловского моста:
Вообще, Авиационная улица по праву является одной из самых трамвайных улиц Москвы - здесь курсируют аж 5 трамвайных маршрутов:
6 - Братцево - Метро "Сокол"
15 - Таллинская улица - Метро "Сокол"
28 - Проспект Маршала Жукова - Метро "Сокол"
30 - Улица Кулакова - Михалково
31 - Проспект Маршала Жукова - Метро "Войковская"
А также "нулевые" рейсы маршрутов 23, 27 и 29.
На фото - развилка, где прямо - на Щукинскую (все маршруты, кроме 6), направо - в Братцево (6):
Здесь давайте сделаем небольшой исторический экскурс:
Трамвай в Покровском-Стрешнево появился в 1922-м году. На 1928 год, здесь курсировал маршрут №13 (Покровское-Стрешнево - Страстная площадь). Конечная остановка тогда представляла собой довольно большое однопутное кольцо по улицам Авиационной, Щукинской, Курчатова о траектории которого, мы поговорим позже. К 1935 году, сюда запускают маршрут №23 (Покровское-Стрешнево - Площадь Пушкина). 13-й же к тому моменту перенаправили со Страстной площади на площадь Клиническую.
В 1938-м году, 13-й продлевается по новой трамвайной линии в Щукино.
В 1940-м году, 23-й также продлевается в Щукино, курсируя туда от Покровских ворот, второй-же конечной 13-го была Улица 10-летия Октября.
Во время войны, трамвайные маршруты города претерпели значительные изменения. К 1945-му году, была построена трамвайная линия в Тушино, куда от площади Марины Расковой запущен маршрут №6, который на сегодняшний день, мало отличается от конфигурации середины 40-х.
Маршруты №13 и 23 из Щукино к 45-му году ушли, а на смену им появился 21-й - своего рода укороченная версия оных от Щукино до площади Марины Расковой (ныне м. Сокол)
В конце 60-х, строится трамвайная линия по Живописной улице до конечной станции Новохорошёвское шоссе (ныне Проспект Маршала Жукова), куда от метро Сокол запускают маршрут №28.
В середине 80-х строятся две трамвайные линии в Строгино. Именно тогда, сегодняшние 10-ка и 21-й обретают свои постоянные трассы от метро Щукинская до Таллинской улицы, а на Соколе остаются 6-ка и 28-й. Позже через Покровское-Стрешнево стал курсировать 30-й трамвай от Таллинской улицы до метро "Войковская", а к метро Сокол из Строгино пришёл 15-й маршрут.
Трамвайный треугольник на Авиационной, кстати, не всегда был треугольником. Изначально 6-ки, при следовании в сторону Сокола, поворачивали направо, на однопутное кольцо, которое ранее использовали 13-й и 23-й, но в 1945-м этот съезд демонтировали. Осталась обычная развилка. Трамвайный поворот с Братцево на Щукинскую восстановлен в оба направления в 2019-м году в рамках масштабной реконструкции Краснопресненской сети, в маршрутной сети не задействован, но используется нулевыми рейсами 6-го маршрута из депо в Братцево и обратно:
Маршрутный трафарет на остановке 6-ки:
Эх, вот бы вместо Львёнка в кадр попала бы старая добрая Татра...:
Шла 6-ка тёмным лесом...:
Остановка Покровское-Стрешнево для маршрутов со стороны Щукинской:
Остановка Диспансер. Ранее называлась "Виндавская улица". Именно здесь раньше рельсы поворачивали налево, на безымянный проезд в сторону Щукинской улицы, с выходом на улицу Курчатова, образуя однопутное кольцо, окончательно демонтированное в начале 80-х:
Для наглядности, на скрине с Яндекс-карт покажу, как проходили пути кольца:
Витязь 31 маршрута преодолел подъём от метро Щукинская:
Довольно крутой спуск вниз:
Красивая фотка "Песы" на вершине подъёма:
Завершу повествование фотографией "Песы" на остановке Метро Щукинская на фоне церкви Николая Чудотворца:
На этом, наша прогулка по трамвайной линии в Покровском-Стрешнево закончена.
Надеюсь, вам было интересно! Оценивайте, оставляйте комментарии, предлагайте Ваши идеи для прогулок!
С вами был Степан, будьте здоровы, до новых встреч!
#закоулкин #москва #трамваи #покровскоестрешнево #прогулкипомоскве #городскойтранспорт #путешествия #moscow #travel #tram