В нашем детском саду работает квалифицированный логопед. Занятия с каждым ребенком проводятся индивидуально. Занятия с логопедом нужны для правильной постановки речи ребенка.
Как проходят логопедические занятия?
Занятия с логопедом не должны быть рутинными: если педагог объясняет малоэмоционально и упражнения просто механически повторяются, то процесс коррекции речи сильно затормозится. Результат зависит напрямую от увлеченности воспитанников.
У логопедических занятий всегда есть четкая структура, и она отличается от структуры занятий в обычных группах. В работе с детьми с речевыми нарушениями используется конкретный план занятий:
- Организационный момент.
- Мотивация детей (заинтересовать и увлечь предстоящим занятием). У ребенка преобладают произвольные внимание и память. Концентрация внимания идет на том, что ему интересно, только тогда он запоминает полученную информацию.
- Повторение прошлого материала.
- Этап обучения (введение нового материала). В процессе обучения по теме активно используются наглядные материалы (иллюстрации, мини-выставки, макеты); народный фольклор (сказки, потешки, прибаутки, загадки), видеоролики и видео-презентации, познавательные беседы и , конечно же, игровая форма занятия.
- Закрепление нового материала.
- Выводы и впечатления от урока.
Главная задача логопеда – учесть способности и интересы каждого ребенка. Поэтому логопед проводит регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, выявляет склонности детей и их интересы. Например, если ребёнок любит рисовать, то ему предлагаются задания, связанные с ИЗО деятельностью: раскрасить, нарисовать, соединить точки, обвести трафарет. Если ребенок увлечен конкретной темой (животные, космос, принцессы), то наглядные пособия подбираются с учетом его предпочтений. На логопедическом занятии педагогом используются специальные приёмы для нормализации речевых способностей. Эти техники применяются во всех возрастных группах по принципу «от простого — к сложному».
Логопедические приёмы
- Артикуляционная гимнастика. Это тренировочные упражнения, которые укрепляют мышцы органов (языка, губ, щек, и нижней челюсти) и совершенствуют их работу в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом регулярно (обычно утром и вечером).
- Дыхательная гимнастика. Данные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру. При этом развивается сила голоса и формируется правильное речевое дыхание.
- Логопедический самомассаж. Это упражнения, направленные на внешнее стимулирование мышц речевого аппарата (растягивание, поглаживание, растирание, похлопывание). Данный вид массажа отлично подготавливает мышцы к работе перед артикуляционной гимнастикой.
- Песочная терапия. Игровые упражнения с влажным и сухим песком. Дети пересыпают песок, выдавливают и рисуют на его поверхности различные узоры, лепят полувыпуклые песочные орнаменты. Такие сенсорные упражнения прекрасно стимулируют речевые рецепторы в коре головного мозга и развивают эмоционально-волевую сферу.
- Лого-cказки. Логопед читает сказки, а дети инсценируют их при помощи мимики, звукоподражания, движений пальцами или кистями рук. Такая игра-драматизация корректирует речевые дефекты.