Кажется. первым поэтом-баснописцем был Эзоп. Будучи рабом, ему было трудновато критиковать господ в лоб и он делал это в баснях при помощи метафор. Так родился эзопов язык.
Большую часть Эзоповых басен (или тех, что считаются Эзоповыми) мы узнаём в детстве из басен Крылова.
Но, мало кто знает, что басни писал не только Крылов, но и Толстой. И местами они у него получались даже глубже.
Например, басня про волка и старуху:
Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни он услыхал — в избе плачет мальчик, и старуха говорит:
— Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит — старуха опять приговаривает:
— Не плачь, дитятко; не отдам тебя волку; только приди волк, убьем его.
Волк и подумал: видно, тут говорят одно, а делают другое; и пошел прочь от деревни.
Или басня про волка и собаку:
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
— Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
Собака сказала:
— Люди нам дают.
— Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
— Нет, наша служба нетрудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.
— Так только за это вас так кормят? — сказал волк. — Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
— Что ж, иди, — сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта. Он сказал:
— А это у тебя, собака, чего?
— Да так, — сказала собака.
— Да что так?
— Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.
— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.
Интересно, что и Крылов и Толстой используют образ волка чаще, чем образы других животных.
А какие басни вы помните? Какие запали в душу и что вы знаете про кукушку, которая хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку?