Найти тему
СОТКА НЕ ПРЕДЕЛ

Учимся выражать эмоции

Все мы рождаемся со способностью испытывать чувства и эмоции. Но дети в силу возраста и незрелой психики не умеют распознавать свои ощущения и правильно реагировать на них. Младенцы выражают любую негативную эмоцию через слёзы. Вы же не думаете, что понимание придёт само собой только потому, что малыш подрос и начал говорить?

Эмоции – это непродолжительная реакция психики, которая выражает оценку человека, события или действия. Состоят из трёх компонентов:

1. ощущения, переживаемые в психике;

2. процессы в системах организма;

3. мимика.

Эмоции дети начинают испытывать сразу, а вот умение их контролировать созревает в мозгу позже. Поэтому проявляются эмоции ярко, бурно, но непродолжительно. Проще всего справляться с такими ситуациями переключением внимания. Не забывайте, что малыши кричат не чтобы позлить Вас или опозорить, а потому что просто пока не могут по-другому. Это пройдёт.

Психологи выделяют 3 способа выражения эмоций:

1. Ненастойчивый – человек умеет скрывать эмоции, по нему сложно догадаться, что именно он испытывает.

2. Агрессивный – «ты-послание». Человек перекладывает ответственность за эмоции на другого (ты довёл меня).

3. Открытый или уверенный – «я-послание». Человек принимает на себя ответственность за свои эмоции (я огорчён твоим поступком).

Умение распознать свои эмоции, а также понимать других людей называется  эмоциональный интеллект. Если взрослый человек не развит эмоционально, ему сложно оценивать ситуацию и находить верное решение. Сложно отказаться от «хочу» и сделать «надо», поэтому возникают проблемы с рутинной работой. Сложно контролировать себя, отсюда проблемы с общением, ведь гнев выплёскивается на окружающих. И в принципе появляются проблемы с пониманием собственных желаний.

Как же можно помочь детям развить эмоциональный интеллект?

1. Начните с себя

Не секрет, что дети учатся всему, глядя на своих родителей. Поэтому в первую очередь вы должны научиться распознавать свои эмоции, оценивать их, правильно называть и корректно выражать. Только после этого можно начинать работать с ребёнком над эмоциональным интеллектом.

2. Научитесь слушать

Иногда всё, что нужно, это просто выговориться, «поплакаться в жилетку». И сразу становится легче. Поэтому очень важно научиться просто слушать ребёнка, без оценочного суждения и непрошенных советов.

3. Относитесь серьёзно

Для взрослого, погрязшего в домашних делах, семейных заботах и рабочей рутине, детские проблемы кажутся мелочью, не заслуживающей внимания. Но то, что для Вас ерунда, для ребёнка трагедия, иногда вселенского масштаба. Не преуменьшайте важность ситуации, которая расстроила малыша. Лучше поддержите и предложите помощь.

4. Назовите эмоцию

Что бы ни испытывал ребёнок, возможно, он не знает, как это назвать. И не понимает, как правильно реагировать. Помогите ему. Учите не только эмоции, но и их оттенки. Сначала называйте сами, угадывайте, что малыш мог почувствовать в той или иной ситуации. А когда ребёнок запомнит, предлагайте охарактеризовать эмоцию самому.

5. Дайте время

Первая реакция на проблему у взрослого человека – найти решение. Но не стремитесь делать тоже самое с ребёнком. Пусть знает, что у него есть время попереживать, обдумать ситуацию, и только потом принимать решение. Иначе эмоция будет подавлена, и непрожитым грузом ляжет на психику малыша.

6. Предложите помощь

Когда ребёнок всё обдумал, можно предложить помощь. Не навязать, не поставить перед фактом. Вы в любом случае ответственны за малыша, это понятно. Но нужно дать немного ответственности ребёнку, конечно, в рамках его способностей (не оставлять его одного с проблемой, а предложить: «давай обсудим, как можно решить ситуацию»). Так он будет учиться решать проблемы, а Вы покажете, что всегда готовы помочь.

7. Признайте важность эмоций

Особенно это актуально для родителей мальчиков. Глупое выражение «мужчины не плачут» прочно укрепилось в нашем сознании. Но мужчины плачут. От счастья, от горя, от умиления, от боли. И это абсолютно нормально. Так что не запрещайте плакать, злиться, бурно радоваться и т.д. Эмоции – важная часть нашей жизни. И их обязательно нужно проживать.

8. Не одобряйте истерики

Как правило, ребёнок истерит, когда не получает желаемого. Замечали ли Вы, что если дать малышу то, что он хочет, крик тут же останавливается. Истинная истерика не может оборваться так быстро. И дело не в том, что дети такие страшные манипуляторы. Просто их психике сложно смириться  с отказом. Поэтому срабатывает такой механизм. Не поддавайтесь на истерики. Сложно не злиться и кричать, а успокоить или отвлечь, но нужно позволить ребёнку прожить отказ. Иначе во взрослой жизни ему будет очень тяжело бороться с неготовностью психики к ситуациям, когда что-то не получается, планы срываются и т.д. Детская психика более пластична. Не бойтесь, это никак не навредит малышу. Помните, истерика это не эмоция. Не поддерживайте её.

9. Предлагайте альтернативы

Проживать негативные эмоции тяжело, особенно злость. Хочется кого-нибудь ударить, что-нибудь сломать или разгромить комнату. Понятная реакция. Предложите ребёнку выразить гнев, злость по-другому. Нарисуйте человечка со злым лицом и порвите лист, сделайте физические упражнения, потанцуйте, покричите, в конце концов. Покажите, что негативным эмоциям можно дать выход, не причиняя вред себе и окружающим.

10. Говорите о том, что чувствуете

Мы уже говорили о том, что нужно учиться называть эмоции. И чтобы ребёнок был готов это делать, он должен знать, что его выслушают, успокоят или порадуются вместе с ним и не осудят. Для этого в семье должна быть создана позитивная атмосфера, в которой взрослые говорят о своих эмоциях и переживаниях. Не скрывайте от детей своё состояние, честно и открыто говорите, что чувствуете в данный момент. Тогда и они научаться отвечать тем же.

11. Формируйте «я-послание»

Легко винить в своих проблемах кого-то, кроме себя. Легко, но бесполезно. Никто из окружающих Вас людей не несёт ответственность за Ваши эмоции. Конечно, человек может быть грубым. Но только Вам решать, испортит ли это настроение на весь день, или Вы просто проигнорируете мнение, которое говорит о человеке больше, чем о Вас. Важно сформировать устойчивое «я-послание», чтобы ребёнку было проще существовать в социуме. Не «ты меня разозлил», а «я разозлился, потому что мне не нравятся твои поступки».

12. Читайте вместе

В книгах герои испытывают целый спектр эмоций. Поэтому читать их так увлекательно. А во время совместного чтения Вы можете останавливаться, делать акценты на разных состояниях персонажей, просить назвать эмоцию и описать её. Это полезное упражнение для формирования эмоционального интеллекта.

13. Играйте

Дети лучше всего усваивают информацию в формате игр. Так что играйте в ролевые игры с игрушками, рассматривайте карточки с разными выражениями лиц и узнавайте эмоции, разыгрывайте пантомиму и угадывайте, грустит Ваш оппонент или радуется, а может он чем-то разочарован. Игр невероятное множество. Придумывайте свои или подглядывайте идеи в интернете. Будет весело!

Эмоции являются основополагающим фактором хорошего социального взаимодействия. Нужно уметь не только распознавать свои, но и понимать чужие эмоции. И что самое главное, уметь их проживать и правильно выражать. Почему-то принято делить эмоции на хорошие и плохие. Хотя на самом деле они бывают лишь позитивными и негативными. И негативных (таких как злость, грусть, разочарование и др.) не надо стыдиться, бояться, или прятать их поглубже. Они есть у всех, это абсолютно нормально. Важно донести это детям, ведь подавленные эмоции плохо влияют на нервную систему. Развивайте эмоциональный интеллект детей, чтобы они избежали многих проблем во взрослой жизни.