Найти в Дзене
Наша история

Дорога на костях. Как советские «враги народа» строили «символ вечной дружбы» между СССР и Монголией?

Оглавление
Источник фото: МК (https://clck.ru/32coZ7).
Источник фото: МК (https://clck.ru/32coZ7).

Заключённые страшного и жуткого ГУЛАГа построили достаточно много инфраструктурных объектов в СССР. Например, Беломорско-Балтийский канал… Они валили лес по всему Союзу, работали на рудниках, но мало кто знает, что по решению И. В. Сталина советские зеки строили легендарную Улан-Баторскую железную дорогу в Монголии - маленькой, но «дружественной» стране, которая долгое время считалась единственным официальным союзником Советского Союза…

Улан-Баторская железная дорога сегодня. Источник фото: railpictures.net (https://clck.ru/32akVC).
Улан-Баторская железная дорога сегодня. Источник фото: railpictures.net (https://clck.ru/32akVC).

Экономически выгодная дружба…

Начиная с 1921 года Советский Союз активно помогал развиваться «второй в мире социалистической стране». Именно при посредничестве «старшего брата» в тридцатых годах в Монголии появились первые железные дороги. И строительство, и развитие государства в целом прервала начавшаяся Великая Отечественная война…

Лидеры МНР на фоне портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина. Источник фото: orientalist-v.livejournal.com (https://clck.ru/32amgU).
Лидеры МНР на фоне портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина. Источник фото: orientalist-v.livejournal.com (https://clck.ru/32amgU).

Через пять лет, несмотря на кризис и разруху в центральных районах СССР, строительство в Монголии возобновилось. По решению «вождя народов» работы велись Главным управлением лагерей железнодорожного строительства, который был одним из «филиалов» ГУЛАГа…

«Дорога дружбы»

В 1946 году 45000 заключённых начали прокладывать железнодорожную ветку Сухэ-Батор - Улан-Батор. Позднее, в 1947-1949 годах, заключённые лагеря СУ-505, так называемый спецконтингент, построили участок Наушки - Улан-Батор... Умирали сотни, если не тысячи, но это обстоятельство руководителя строительства, генерал-майора Фёдора Гвоздёвского не смущало. По данным исследователей, на постройку легендарный «Дороги Дружбы» было брошено около 80000 человек, среди которых были и бывшие власовцы, и другие идеологические враги советского режима…

Строительство железных дорог заключенными ГУЛАГа. Источник фото: lenta.ru (https://clck.ru/32amia).
Строительство железных дорог заключенными ГУЛАГа. Источник фото: lenta.ru (https://clck.ru/32amia).

В 1952 году спецконтингенту СУ-505 поручили начать подготовительные работы к сооружению ещё более грандиозной железной дороги - ветки Улан-Батор - Пекин, связав тем самым Монголию и Китайскую Народную Республику. Этот проект так и не был реализован ГУЛАГом до конца, так как после смерти Сталина в 1953 году железнодорожное управление было ликвидировано… Впрочем, ветка была достроена уже солдатами Отдельной железнодорожной военно-строительной бригады.

Надо сказать, что в Монгольской Народной Республике были и свои исправительные лагеря. Там тоже работали русские заключённые, потомки тех, кто сбежал в Монголию ещё в 1917 году, например, казаки «белого атамана» Семёнова. Также среди них были неугодные переселенцы дореволюционных и первых послереволюционных лет. Как пишут некоторые исследователи, и российские, и монгольские, «символом послевоенного сотрудничества СССР и МНР… стала УБЖД, при строительстве которой монгольская земля была обильно полита кровью тысяч советских заключённых»…

История о т.н. сайн-эрах

В Монголии до сих пор ходят истории о так называемых сайн-эрах, которые так или иначе связаны с историей строительства Улан-Баторской железной дороги… Это были беглые советские заключённые, которые прятались в лесах и горах по всей Монголии. Судьбы их позднее, уже после развала Союза, выясняли журналисты. Например, именно в МНР отбывал срок бывший снайпер 12-го Гвардейского полка калмык, старший лейтенант Сусаев, которому в 1942 году было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 45-ом, после немецкого плена, отобрано с последующей отправкой в лагеря.

Он сумел сбежать со стройки в 1951 году и скрывался в горах Хуулийн хан. Его искали до 1954 года, и только после проведения специальной операции с участием чекистки с позывным «Катя» сумели найти и ликвидировать. Известно, что у зека с местными жителями, которые называли его «Коричневоусый», были добрые отношения: он помогал им в сенокосной страде и добычи мяса диких животных, а они снабжали его табаком, чаем и скрывали от преследования милиции.

Источник фото: Русская Семёрка (https://clck.ru/32coGe).
Источник фото: Русская Семёрка (https://clck.ru/32coGe).

В настоящее время ни о ГУЛАГе, ни о сайн-эрах уже никто не вспоминает. Дорога есть, она прекрасно функционирует и по сей день является, как говорится, «символом дружбы между двумя народами»…

Большое спасибо за внимание! Не забудьте оставить свой комментарий, поставить "Нравится" этой статье и подписаться на канал!

#историяроссии #история россии #ссср #монголия