Связь между психологическим состоянием людей и обществом - это не новая мысль. Я когда в первый раз прочитал диалог Платона (427 – 347 год до н.э.) «Государство» (360 до н.э.), то был поражён, как точно описано изменение психологического состояния общества в соответствии определенным типом государства. Вот как он описывает, что происходит с молодёжью при демократии: «Когда юноша…попадет в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пестрые и разнообразные, это-то и будет у него, поверь мне, началом перехода от олигархического типа к демократическому…Опорожнив и очистив душу юноши, уже захваченную ими …они затем низведут туда, с большим блеском, в сопровождении многочисленного хора, наглость, разнузданность, распутство и бесстыдство, увенчивая их венками и прославляя в смягченных выражениях: наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство – мужеством». Платон довольно подробно описал как навязывается психопатическое поведение в качестве примера для подражания. Он считал, что психическое состояние людей зависит от выбранного типа государства.
Но есть другое мнение, что психологическое состояние общества зависит от эры (века), в которой живут эти люди. Каждая из эпох подробно описывается с точки зрения психологического состояния людей. Эта теория описана в Ведах (переводят с санскрита как знание) – сборник священных книг. Начали его писать примерно в 16 веке до н.э.
Веды рассказывают о Сатья-юга или Крита-юга (светлый или золотой век), Трета-юга (серебряный век), Двапара-юга (бронзовый век), Кали-юга (тёмный или железный век или век раздора).
Во времена Золотого века людям присущи умеренность, чистота, милосердие и правдивость.
В Серебряный век возникают человеческие пороки. Из благочестивых качеств остаются только чистота, милосердие и правдивость.
В Бронзовый век возникают болезни и стихийные бедствия в природе. Из благочестивых качеств остаются только милосердие и правдивость.
В Железный век у людей слабеет ум и сила, и как следствие они теряют мужество. Человек приходит в упадок, он падает, он становится значительно хуже, чем был. Из благочестивых качеств остаются только правдивость, которая в конце века постепенно исчезает.
В Махабхарате в третьей книге в главе 188 можно прочитать, что переживают люди в «Железном веке»:
«Девушек не будут ни сватать, ни выдавать замуж: они сами будут искать себе му¬жей в конце юг.
Лишившись ясности разума, ненасытные цари всеми способами будут присваивать чужое имущество, когда настанет конец юг.
…и (левая) рука будет красть из (правой), когда придет конец юг.
…и никто никому не решится верить, когда наступит конец юг.
Весь мир, пораженный алчностью и ослеплением,… восторжествует великая несправедливость…
Из-за всякой мелочи, по ничтожному поводу будут возни¬кать ссоры…
Из жажды обогащения в конце юг каждый будет стараться обмануть другого…
По истечении юг все люди от природы будут жестоки в своих деяниях и подозрительны друг к другу.
Без всякой нужды будут губить они деревья и целые рощи, и тогда придет конец всему живому и сущему в мире.
Гонимые алчностью, (люди) будут рыскать по белу свету…
Когда люди, же¬стокие и безжалостные, станут губить живое и уничтожать сущее, (значит), настал конец юг».
Любопытно, как описывает Махабхарата в третьей книге в главе 187 переход к «Золотому веку». Там кроме подробного описание всех катастроф есть текст о воплощении Бога в человеке: «Всякий раз, когда отступает справедливость и торжест¬вует беззаконие, о достойнейший, я воссоздаю сам себя. Когда в этом мире появляются страшные ракшасы и (злобные) дайтьи, приверженные насилию, те, с которыми не в силах расправиться могущественнейшие из богов, тогда в человече¬ском облике я рождаюсь в (одной) из благочестивых семей и всех усмиряю. Я созидаю богов, людей, гандхарвов, демонов-змеев, ракшасов и весь неживой мир, я же и уничтожаю (их) тайною силою. Когда настает время действовать, я выбираю форму (для воплощения) и, приняв человеческий облик, при¬ступаю к созиданию, чтоб (возродить) узы закона».
Миф о веке благоденствия людей в «Золотом веке» есть почти у всех народов. Человек тогда жил в равновесии с Природой, прежде всего с Землей, как с живым существом. Есть такой миф у народов Севера, Урала, Сибири. У них в «Золотом веке» до неба можно было дотронуться руками. Миф о смене эпох есть и в священных книгах зороастризма - в «Авесте». Их написал Заратустра примерно между 7 и 6 веком до н.э.
В Древней Греции Гесиод (8-7 век до н.э.) написал книгу «Труды и дни». Там описана смена эпох как смена поколений людей: золотого, серебряного, медного, героического и железного. Каждое из них уничтожалось, а затем создавалось при смене верховного бога. «Создали, прежде всего, поколенье людей золотое вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских, был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили. А умирали, как будто объятые сном. Недостаток был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли. Они же, сколько хотелось, трудились».
Когда «Земля поколенье это покрыла», люди «Золотого поколенья» волей Зевса превратились в «благостных демонов…наземельных», которые «людей на земле охраняют». Напоминаю, что «демон» стал бесом только в христианстве. В «Древней Греции» слово «демон» имел значение дух или божество. Так что боги в греческой мифологии - это духи предков. «Серебряное поколение» было похуже. «Жили лишь малое время, на беды себя обрекая собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах были они воздержаться».
Каждое последующее поколенье было хуже предыдущего. Самое ужасное - это «Железное поколенье». «Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться…Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им…Правду заменит кулак…Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся. Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным».
Древнеримский поэт Вергилий (первый век до н.э.) в «Энеиде» вернётся к понятию «Золотой век». В те же времена Овидий, обобщая римскую и греческую мифологию, в «Метаморфозах» напишет про смену веков золотого, серебряного, медного и железного. «Железный век» он описал так: «Последний же был - из железа, худшей руды, и в него ворвалось, нимало не медля, все нечестивое. Стыд убежал, и правда, и верность; и на их место тотчас появились обманы, коварство; козни, насилье пришли и проклятая жажда наживы».
Из мифа о «Золотом веке» естественно вытекает мысль об изменении человека в худшую сторону и изменения его отношений с Землей. Соответственно, человеческое общество двигается в худшую сторону, приходит в упадок, оно падает. Так понимали психологическое состояние людей и общества в древности. Но в 18 веке в эпоху «Просвещения» возникло учение о «прогрессе», понимаемым как развитие, как движение от худшего к лучшему. Была окончательно отвергнута мысль о круговороте эпох и неизбежном и вечном как весна возвращении «Золотого века». Самое поразительное это то, что научное мировоззрение нисколько не сомневается, что человек беспрерывно развивается и что в древности он был хуже, чем сейчас. Соответственно, и общественное устройство непрерывно развивается и нынешнее общество устроено куда как лучше чем в древности.
Встаёт вопрос – что считать Древностью? Цикл из четырех юг в ведизме длится четыре миллиона триста двадцать тысяч лет. Сатья-юга - миллион семьсот двадцать восемь тысяч лет, Трета-юга - миллион двести девяносто шесть тысяч лет, Двапара-юга - восемьсот шестьдесят четыре тысячи лет и Кали-юга - четыреста тридцать две тысячи лет. Видим ли мы Древность в четыре миллиона триста двадцать тысяч лет? Нет, максимум, что мы видим - это историю государств и войн. Всё остальное нам не интересно. Учение о прогрессе перечеркнуло интерес к глубокой Древности. А что там может быть интересного у примитивных людей?
Если верить «древним грекам» одно поколенье людей погибло в результате борьбы Кроноса и Зевса. Это полный цикл юг, т.е. четыре миллиона триста двадцать тысяч лет. Потом Зевс смыл людей потопом. Это ещё четыре миллиона триста двадцать тысяч лет. Это то, что помнят «древние греки». А сколько поколений людей было на самом деле? Жизнь на Земле появилась примерно четыре миллиарда лет назад. Получается, что мы очень мало что знаем о «древних» людях. А зря.
Мир древности и язык. В мире древности у всех людей был одинаковый язык. Ученые знают что у всех был общий язык и есть стадии прехода о общего языка к современному состоянию языков. Помните что вавилонская башня рухнула и появились разные языки. Это разрушилась связь с небом, т.е. люди потеряли связь с ноосферой, утратили эту способность почему то?
Древний язык был намного сложнее современных языков. Санскрит. Сложность языка определяет сложность мышления или наоборот - это не важно. Важно, что их мышление было более сложным, чем у нас. Возможно, что не только мышление. Они не были испорчены влиянием механизмов и их способности были куда более развиты. Например, память. В норме память неограниченна по объёму и скорости припоминания. В настоящем мы теряем эту функцию сознания. Её замещают и вытесняют машины. Человек запоминает всё что видит. Не точная формулировка. Все что происходит, находит отражение в ноосфере и нужно только получить доступ к этому хранилищу. Наша индивидуальная память это капля океана. Наличие капли не отменяет существование океана. Раньше люди свободно пользовались этим ресурсом. Правда потребности в нем была не велика. Если вспомнить описание «Золотого века», то тогда человек не был озабочен проблемой выживания. Человек через этот общий для всего Сущего ресурс мог знать жизнь любой вещи его Мира и другим Миров. Помните в «Золотом веке» небо было близко. Это не метафора. Это доступ к истории жизни Мира Духов, в том числе и предков людей других, исчезнувших поколений людей. Если это так, то общение посредством языка это уже упадок. Он не нужен, когда есть доступ к «прямому знанию». Исследования жизни волков в естественных условиях и в вольерах показывают что волки «общаются» прямым знанием. Человек, который жил в волчьей стае, рассказывал, что он просто знал, что он должен делать на этой охоте. Тогда память это доступ к этому ресурсу. А мы сейчас пользуемся остатками этой возможности и считаем что это магнитофонная запись в мозге, к которой надо получить доступ. Возможно, что мозг это не магнитофон, а приемник. Вот интересно при таком доступе к прямому знанию зачем мышление? Мышление это шаг назад, это упадок?
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации.