Весной этого года в образовательной системе нашей страны появились два ребенка, которых пытались воспитывать более шестидесяти тысяч учителей одновременно и круглосуточно. Не покладая рук армия специалистов по воспитанию применяла к этим ученикам все возможные подходы, удивляясь обратной связи.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Ох уж эти детки!
Там, где приличной девочке полагалось бы кивнуть и радостно выполнить поручение учителя, наша воспитанница Наденька делала кислую мину и отходила в сторонку, затаив непонятную обиду. А воспитанник Алексей то своевольно пропускал репетиции, то озорничал в классе, то обижался на всех друзей сразу.
Имена Алексей и Надежда в эти дни были, пожалуй, самыми популярными в учительских чатах и форумах. «Да что же делать с этой Надей? В первый раз с таким ребенком столкнулась!», «До чего же трудно с подростками, особенно с этим Лешей!» – жаловались более шестидесяти тысяч учителей нашей страны друг другу, пытаясь выработать оптимальную стратегию воспитания маленьких упрямцев.
Думаю, многие сейчас вспомнили эти дни и улыбнулись, ведь ребята, о которых я говорю, – это герои тренажера для классных руководителей, разработанного специалистами Академии Министерства просвещения РФ специально для отборочного этапа 2‑го Всероссийского форума классных руководителей.
После проведения первого такого мероприятия в прошлом году остался меморандум, многие предложения из которого уже внедрены в наше образование. Сформировалось огромное сообщество классных руководителей, которые активно работали весь год, обменивались опытом, ездили друг к другу в гости и, конечно же, мечтали о новой встрече.
На конкурсный отбор было подано более 60 тысяч заявок! Онлайн-тестирование не вызвало особенных затруднений, но вот тренажер… Все мы ежедневно общаемся с детьми, помогаем им в трудных ситуациях, радуемся их победам, и все вроде как получается интуитивно правильно. Но когда ты задумываешься о том, что любая выбранная в тренажере фраза может повлечь за собой непредсказуемую реакцию ребенка… Это как сороконожка, которую спросили, как она ходит. Как вы помните, она тут же упала. Но классные руководители потому так и называются, что не сдаются и идут до конца! Прошедшим тренажер предстояла еще и видеовизитка, впрочем, знакомая всем по прошлогоднему отбору. Такой в целом непростой конкурсный отбор прошли 1300 классных руководителей и кураторов групп в СПО из 89 регионов нашей страны и города Байконура. Надо отметить, что в этом году все отборочные испытания проходили в специальном приложении, разработанном в популярной соцсети «ВКонтакте», ведь VK выступает партнером 2‑го Всероссийского форума классных руководителей и уже второй год поддерживает сам проект и все сообщество.
Живая теория, актуальные практики
22 октября в Гостином Дворе состоялось открытие форума, на котором с приветствием к педагогам обратился первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Владиленович Кириенко. Он отметил, что сейчас особенно важно вести воспитательную работу так, чтобы ребята поняли, что любые перемены и вызовы открывают для них пространства возможностей, увидели эти шансы и поверили в них.
Приветствовал учителей и министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов. В своей речи он подчеркнул, что многие нововведения, например подъем государственного флага, исполнение гимна, были предложены именно на 1‑м Форуме классных руководителей в 2021 году, а также выразил надежду, что за эти два дня участники внесут новые предложения по развитию и совершенствованию организации воспитательной работы, работы классных руководителей, кураторов групп среднего профессионального образования.
За два дня участники форума побывали на 6 тематических круглых столах и 8 мастер-классах, а также в формате познавательных встреч разбирали самые актуальные для профессионального сообщества темы. Многие из вопросов, запланированных к обсуждению, ставили перед организаторами форума сами педагоги в процессе дискуссий проекта «Открытая дирекция», таким образом, основные направления и треки программы форума выбирали сами учителя.
Все мероприятия транслировались в сообществе во ВКонтакте https://vk.com/vfkr_ru, где было организовано онлайн-участие в форуме для желающих. А таких было немало, ведь строгий отбор прошли около 2% подавших заявку! Два дня объединили всех неравнодушных классных руководителей, как очно, так и дистанционно принявших участие в самых разнообразных активностях.
Кроме запланированных по программе мероприятий были представлены все самые актуальные направления воспитательной работы, которые уже успешно внедрены в наше образование. Например, мало кто не знает о «Большой перемене», а вот встретиться с амбассадором этого проекта, учителем истории и обществознания из Ярославля Жанной Торховой – настоящая удача для желающих присоединиться к этому масштабному мероприятию, ведь она знает, как готовить финалистов и победителей на собственном опыте, и охотно делится советами. «Билет в будущее», «Орлята России», Российское движение детей и молодежи – все это не пустые слова для неравнодушных классных руководителей, ежедневно делающих жизнь своих ребят интересной и яркой!
О самом актуальном проекте, с которым знакомы в любой школе нашей страны, говорили на площадке Академии Минпросвещения России. Конечно, речь идет о «Разговорах о важном». С учителями встретились авторы этого проекта, именно те люди, которые еженедельно создают контент для проведения не уроков, нет, бесед, которые будут воспитывать человека и гражданина нашей страны, людей будущего. Было важно услышать мнение классных руководителей, понять, как именно проходят эти разговоры не на бумаге, а в реальной жизни класса, как откликаются дети, какие возникают проблемы, какие есть предложения по их решению.
Институт изучения детства, семьи и воспитания представил, например, уникальный проект «Азбука счастливой семьи», теперь многие школы будут иметь возможность работать с родителями по одноименной книге-тренажеру, которую можно бесплатно заказать на сайте института. Некоторые счастливчики стали ее обладателями прямо на форуме во время презентации, которая собрала очень многих заинтересованных педагогов.
На мероприятии работала мастерская Российского общества «Знание», которое выступает партнером форума. Среди спикеров площадки эрудит Анатолий Вассерман, учителя-блогеры Цифровой школы Элина Стрейкмане и Андрей Федотов, актер театра и кино, телеведущий Александр Олешко, телеведущий и актер Борис Корчевников, журналист, автор научно-популярных фильмов Антон Войцеховский, звезда сериала «Физрук» Анастасия Панина и другие.
Самые массовые активности как на площадке форума, так и онлайн организовали представители VK. Все желающие могли получить личный номерок, который, участвуя в разнообразных викторинах, онлайн-марафонах, просто фотографируясь и выкладывая снимки в Сеть, можно было каждый раз забрасывать в барабан. В конце каждого дня проводился розыгрыш брендированных призов от VK, и даже такой убежденный скептик, как я, поучаствовала и получила симпатичный блокнот.
Участники форума представляли самые разнообразные учительские сообщества. С гордостью отмечу, что среди участников было много людей с конкурса «Учитель года России», из нашего «пеликаньего» братства, начиная с программного директора – абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2017, директора Горчаковского лицея МГИМО МИД России Ильи Демакова.
Вот что рассказывает о форуме учитель истории и обществознания Николаевской средней школы Камчатского края, лауреат конкурса «Учитель года России»-2019 Виктория Скрипникова: «Во второй день работы ФКР состоялся круглый стол от платформы «Сферум». Спикерами стали действующие учителя, которые рассказали о своих навыках работы в цифровом пространстве. На мой взгляд, секция получилась живой, интересной. Общение не закончилось и после выключения трансляции. Педагоги обсуждали вопросы, делились эмоциями и советами. Позитивный настрой, атмосфера единства и живого диалога профессионалов!»
Большой интерес вызвал круглый стол, который провела лауреат конкурса «Учитель года России»-2019, цифровой учитель 2019 года по версии Mail.ru Group, амбассадор цифрового образования Светлана Видакас. Как и на первом форуме, речь шла о нормах цифрового этикета в контексте коммуникации в мессенджерах и чатах.
А вот впечатления победителя конкурса «Учитель года России»-2015, учителя физики и информатики из Липецка Аллы Волковой: «В своей профессиональной деятельности часто обращаюсь к словарям. Это важно для понимания сути того, о чем говоришь, о чем думаешь, что делаешь. Вот и сегодня после форума, после прочтения многочисленных чатов захотелось вновь заглянуть в словарь. Итак! Форум (лат. forum) – в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром политической жизни. Гостиный Двор – это то место, в котором в эти два дня собрались классные руководители со всей нашей страны. Это те люди, которым государство доверило нести особую миссию! Это был центр педагогической жизни, площадка для изучения современной образовательной повестки. А теперь наша задача – нести эту миссию дальше!»
Слово экспертам!
Еще одно сообщество было широко представлено на форуме – это Всероссийский экспертный педагогический совет (ВЭПС), в котором я тоже представляю свой регион – Карачаево-Черкесию. Коллеги по ВЭПС – это учителя с активной гражданской позицией, поэтому неудивительно, что они с успехом участвуют во многих известных проектах или даже становятся создателями своего проекта. Как, например, Наталья Волкова, заместитель директора лицея №144 Калининского района Санкт-Петербурга, публичное лицо образовательного проекта «Обучение ПРО», член Совета блогеров при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, член ВЭПС от Санкт-Петербурга. Вот что она рассказала о форуме: «Приняв участие в ФКР, могу сказать, что именно такие мероприятия необходимо проводить в педагогической среде. Форум на сегодняшний день является ключом к созданию педагогического сообщества страны. Наша система образования находится на этапе принятия и реализации важнейших отечественных решений для создания воспитательного суверенитета России. Только благодаря коллективному пониманию общего вектора действий мы можем достичь этой цели. ФКР прекрасно работает в этом направлении: у педагогов со всей страны была возможность напрямую услышать мнение представителей органов законодательной и исполнительной власти, лидеров мнений. Была возможность пообщаться друг с другом и обсудить на мини-педсоветах волнующие вопросы, перенять успешные практики, взглянуть на привычную рутину другими глазами, объединить энтузиастов, кроме того, форум является мероприятием, которое по-настоящему повышает статус педагогической профессии».
Познакомлю вас еще с одним членом ВЭПС, а по совместительству финалистом второго сезона проекта «ТопБлог», учителем английского языка из Дагестана Аидой Касумовой и ее отзывом о работе мероприятия: «Посетить все площадки форума физически было невозможно, выбирала самые близкие мне. Особенно хочется выделить круглый стол «Публичная профессия: траектория возможностей», где мы расширили представление о перспективах профессионального и личностного роста в разных сферах. Я с удовольствием послушала рассказ Зельфиры Трегубовой о проектах Третьяковской галереи в помощь школе на панельной дискуссии «Образовательный потенциал искусства». В ходе этого же разговора прозвучала инициатива Алексея Гореславского, которая дает возможность педагогам предлагать необходимые им платформы для создания Институтом развития Интернета. Также удалось зарядиться на мастер-классе от «Сферума» «Урок «цифры», где цифровые амбассадоры делились реальными инструментами для создания видеоролика к урокам или публикации на собственной странице, напомнили еще раз о важности соблюдения цифрового этикета и его основных принципах, а также о планировании дня, когда есть множество хронофагов, которые отвлекают от важного. Уверена, что подобные мероприятия очень полезны для учителей! Всем иногда нужно менять обстановку, и ФКР дает эту возможность. Но форум не про обстановку, он про людей! Про лучших учителей страны, которые с радостью делятся своими знаниями. Если вам хочется реализовать межрегиональный или всероссийский проект, то здесь обязательно получится заложить его начало, найти единомышленников, которым всегда «надо»!»
Еще одну актуальную инициативу представляли на форуме его финалисты и полуфиналисты – телепроект «Классная тема», за которым следила вся страна. Я поговорила о форуме с финалистом, учителем математики гимназии №22 из Белгорода Юлией Симаковой, и вот что она рассказала: «В нашей непрерывной работе со слишком быстрым скоростным режимом необходимо периодически остановиться, проанализировать события, обобщить опыт, поймать вдохновение, собрать новые идеи, приобрести актуальные знания, поделиться своими и с позитивным зарядом двинуться дальше. Так я вижу ФКР для себя. Форум важен для педагогов, потому что единство взглядов, спор мнений, обмен опытом рождают движущую силу дальнейшего развития нашего образования. «Содружество классных – великая сила» – девиз ФКР тому подтверждение. Я получила крылья за спиной, новые знания, уверенность в поддержке учителей и, конечно, профессионального сотрудничества с коллегами. Живое общение с представителями детских движений, «Большой перемены», «Навигаторов детства», Института воспитания, ВКонтакте, «Сферума» помогло в решении накопившихся вопросов, принесло понимание дальнейшего взаимодействия и выстраивания траектории развития наших учеников. Естественно, это повлияет на повышение качества обучения, воспитания и развития наших учеников».
Главное богатство – человеческий капитал
Может показаться, что форум собрал только гуру образования, но это не так. Очень много молодых учителей, ярких, самобытных, не боящихся работы в школе, присутствовало на его площадках.
О своих впечатлениях мне рассказал преподаватель биологии школы – гимназии №10 имени Э.К.Покровского из Симферополя Геннадий Швейдель: «Форум – это в первую очередь люди, с которыми появилась возможность познакомиться, пообщаться и обменяться идеями. А ведь не верил еще весной, что смогу, что пройду отбор и попаду в список тех 1300 лучших классных руководителей страны. Ровно год назад я, наблюдая за первым форумом онлайн и общаясь позже с теми, у кого была возможность побывать на дебютном ФКР, поставил цель – пройти отбор. И вот передо мной телефон, а в нем двое виртуальных детей с их такими реальными проблемами. Как помочь? Как не навредить? Я уверен, что все, кто был там, на форуме, долго еще будут вспоминать, как обдумывали каждый шаг, каждый ответ, каждое касание компьютерной мыши. А позже ожидание и ежедневное обновление приложения ВК, чтобы узнать, прошел ли? Помню, как сначала обрадовался сообщению о том, что прошел дальше, а потом испугался. Новое задание… видео? А что мне в нем сказать? Как правильно встать перед камерой? Может, лучше сесть или показать красоту крымской природы, записать видеовизитку на улице с видом на горы? Так долго ходил и размышлял, что организаторы успели даже напомнить, что наступил последний день для отправки видео. И я его все же записал. В школе… тут и стены греют, оберегают и помогают. Вот такой путь. А главное, что, пока я ему следовал, уже и не ожидал, что пройду отбор. Меня увлек сам процесс. Итог вы уже знаете. Я прошел на форум, точнее, не так. Я получил возможность встретиться с людьми, которые, так же как и я, любят свою работу и уважают детей! С теми, для кого «Разговоры о важном» – это возможность услышать детей и помочь им раскрыться. А еще я выиграл в конкурсе с самим собой. Ведь ощущение успеха нужно не только детям на уроке, но и нам, классным руководителям! Ведь я не верил, что смогу, что приеду на форум и буду общаться с самыми классными классными руководителями. А теперь я уверен: мы, учителя, все сможем! Нужно только верить и действовать!»
И не зря форум завершился награждением именно тех, кто верит и действует! На церемонии закрытия состоялось еще одно знаковое событие в сфере педагогики – чествование победителя Всероссийского конкурса «Воспитать человека». Финал состоялся 21 октября в Москве. Абсолютным победителем Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» 2022 года стала Ирина Викторовна Даренская. Мама двоих детей, а также декан Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала), федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования, выиграла в номинации «Семейное воспитание», которая объединяла родителей, реализующих авторские воспитательные практики, направленные на развитие гармонично развитой личности на основе традиционных семейных ценностей. В этом году такая номинация появилась в конкурсе впервые, и сразу ее участник стал победителем.
Быстро пролетели два дня форума, разъехались по своим регионам его участники. Там нас очень ждали не виртуальные герои тренажера, а те, ради кого мы каждый день входим в школьные двери, с кем каждый разговор – о важном, к чьему будущему нам доверено прикоснуться, – наши дети. Будет ли действительно полезна наша встреча именно для них? Надеюсь, мы обсудим это через год, на 3‑м Форуме классных руководителей.
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики МБОУ СОШ №1 ст. Зеленчукской им. В.П.Леонова, КЧР, лауреат конкурса «Учитель года»-2018, фото автора
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».