Проект «Нашы грошы» изучил статистику Белстата о принятых и уволенных работниках сферы образования. Количество уволившихся учителей с декабря прошлого года по нынешнее время превысило 18 тысяч. К чему приведет такая тенденция? Рассказываем в материале.
Все новости читайте на сайте Мalanka.media
Уже несколько лет беларусская система образования ведет напряженную и безуспешную войну за кадры, отмечают аналитики проекта «Кошт Урада». К моменту, когда из университетов и институтов выпускают свежую партию получивших диплом специалистов, благодаря распределению буквально за пару месяцев осени в отрасль привлекается под десять тысяч молодых учителей, которыми латают зияющие дыры в штатных расписаниях школ.
Но с окончанием прихода «новобранцев» возобновляется бегство учителей из профессии. И бегство это значительно перекрывает приток, который происходит осенью. И так, шаг за шагом, незаметно наша система образования спускается по лестнице своих возможностей все ниже и ниже. Что ни год — потери, которые будет очень трудно восполнить. Что ни реформа — нелепость, которую будет крайне сложно исправить.
Так, например, с декабря 2021 года по август 2022-го 18,3 тысячи человек ушло из сферы образования. При этом приток выпускников вузов (в основном распределенных) в сентябре 2022-го составил лишь 10,2 тысячи. Лишь за год сфера потеряла 2% специалистов. Аналитики полагают, что тенденция ухудшится и к следующей осени.
Как учреждения образования выдерживают возрастающую нагрузку?
«Кошт Урада» отмечает сразу несколько тенденций, которые помогают школам, детским садам и университетам выдержать возрастающую нагрузку:
- Период «демографической ямы» — детей, которых нужно учить, стало меньше.
- Отток беларусов за рубеж — многие уехали не просто на заработки, а забрали свои семьи и не рассчитывают возвращаться.
Очевидно, повлияет на отток беларусов за границу и уничтожение системы частного образования, которое происходило последние несколько месяцев, говорят специалисты. Большинство родителей, дети которых учились в частных школах, вряд ли согласятся на альтернативу в виде гособразования. Желание обеспечить хорошее образование своим детям вполне может стать последней каплей, которая перевесит чашу весов в сторону «пора валить».
Для нас же вопрос «Кто будет учить наших детей?» еще недавно казался риторическим. Но сегодня проблема становится действительно реальной — скоро могут наступить времена, когда учить будет практически некому, а к тем, кто все-таки останется занят в образовании, будет все больше вопросов по части компетенций.