Пара скрипок, альт и виолончель (нет, пусть лучше будет viola d'amore) встретились, чтобы сыграть НЕЧТО.
Вообще-то на самом деле не все из них встречались, и совместно музицировать тоже не собирались - это художественная условность.
Что именно они намеревались исполнить, не было ясно никому, но предполагалось, что струнные инструменты созвучны a priori, поскольку природа их едина.
Нет определённой концепции, нет автора, стало быть - импровизация.
Расселись, вооружились смычками - играем.
Начало примерно такое:
С первых же тактов выяснилось, что между двумя скрипками нет ясности, кто из них первая, кто вторая, viola d'amore играет что-то сугубо своё, но, впрочем, странным образом совпадает иногда с той, что взялась играть первую скрипку, а альт и вовсе пребывает в растерянности, не понимая своей роли в этом построении: средние партии вообще самые трудные.
Та, что считает себя первой скрипкой: - Коллеги, вы плохо меня слышите, я же ясно играю тему, почему не подстраиваетесь?
Другая скрипка: - Вы слишком резко модулируете, тема Ваша весьма странная, развивается чересчур произвольно - ход Вашей мысли непонятен.
Та, что считает себя первой скрипкой: - Вы слишком консервативны, мыслите только в пределах классической гармонии, я же - постмодернист.
Другая скрипка: - Музыка, даже самая ультрасовременная, - точная наука. В ней всё взаимообусловлено, всё имеет форму и логику. Тем более в произведении, исполняемом совместно. Я готова подстроиться, если мне ясен общий замысел. Иначе это не постмодернизм, а просто какофония.
Та, что считает себя первой скрипкой: - А может, какофония - это и есть общий замысел? Всё относительно, всё можно вывернуть наизнанку, тему надо менять быстро, ведь то, что мы делаем - ИГРА. Игра словами, игра звуками...
Другая скрипка: - В игре тоже есть свои правила. Прежде чем перейти в другую тональность, прежде чем изменить тему, надо дать понять это партнёрам - коли у нас перед глазами нет партитуры, и мы играем исключительно полагаясь друг на друга.
А какофония не может быть общим замыслом. Это удел детей...
Альт: - А мне-то что делать? Вы спорите, и музыкально, и словесно, иногда я начинаю что-то понимать, моя партия становится мне более-менее ясной, я вплетаюсь в ваш контрапункт, но он то и дело теряет логику... И я умолкаю.
Viola d'amore тем временем продолжает играть своё...
Остальные участники квартета прислушиваются.
У этого инструмента вообще иная тема! И довольно определённая.
Альту она чужда, он слишком тяжеловесен, чтобы оттенить эти своеобычные арабески; это тем более сложно, что viola d'amore - бас, а подстраиваться под бас - высший пилотаж. Да и привык он уже слишком, альт, аккомпанировать безумному дуэту двух скрипок, каждая из которых... скажем так, не признаёт себя второй.
Та из них, что с бОльшим упорством считает себя первой скрипкой, увлечённо щёлкает пальцами: - Вот с этим инструментом я, пожалуй, сыграюсь! Это мне по плечу!
Другая скрипка опускает смычок, вслушивается, глубоко задумавшись...
Viola d'amore играет своё...
Какое-то время слышен только её бархатный звук, её ясное, логичное и выразительное соло, потом, глубоко вздохнув, она завершает пьесу - свою пьесу - и берёт последний аккорд.
И в наступившей тишине вдруг становится слышно, как где-то очень далеко, в другой аудитории, звучит хрустальный голос флейты.
"Волшебная флейта!" - мелькает в голове одного из участников несостоявшегося квартета.
Мораль?
Когда в участниках согласья нет - пора послушать пятый инструмент.