Рецензия на рассказ "В поисках Рая" (Геннадий Лагутин)
Рецензия на «В поисках Рая» (Геннадий Лагутин)
«Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке.»
Эрнест Миллер Хемингуэй.
Повторюсь. Я не претендую на истину.
Хотите узнать моё мнение,
уважаемый Геннадий Иванович, поэтому и пишу.
***
Заинтересовало то, как вы пытаетесь решить
извечный вопрос всех писателей,
художников: «Как писать?»
Литературный герой (Л.Г.) приходит к неожиданному выводу:
«В душе художника – понял Леонард – всегда две силы: красота и правда. Стремясь к красоте, он потеряет себя, свой облик, свою судьбу. И… станет неинтересен!»
***
Каждому писателю грезится, что его
рукой сам Господь водит.
Предположим, все писатели лишь
«кисточки в руках Господа»,
в таком случае откуда
появляются человеческие
творения, несущие разрушение и
хаос в сознание людей?!
В песне-притче Светланы Копыловой
«Художник и вор» есть интересная мысль:
«Господь писателю даёт талант и... свободу выбора»
Вот здесь-то, думаю, и кроется тайна.
Куда направит человек свой талант,
чему он будет служить, тому и будут
служить плоды его творчества.
***
Считаю,
нельзя противопоставлять
Правду и Красоту.
Постараюсь лаконичнее.
Скорее всего, уважаемый Геннадий Иванович,
вы это имели в виду:
«Мусоргский уподоблял свое
творчество «живой беседе с людьми»
и считал своим долгом говорить
людям правду, которую он
противопоставлял самодовлеющей
красоте чистого искусства»
«Вокальные циклы, лучшие романсы и
песни Мусоргского также одушевлены
стремлением к достоверному воссозданию
жизни во всем ее многообразии»
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=654009
Я полагаю, пример с композитором
выглядит убедительнее.
Мусоргский описывал правду Жизни, ничего не
приукрашивал, а в результате создал
«глубоко оригинальный, выразительный
музыкальный язык, отличающийся острой
реалистической характерностью, тонкостью
и многообразием психологических оттенков»
http://musorgskiy1839.narod.ru/
В отличие от авторов, которые так пишут о
правде жизни, что после прочтения их опусов
хочется скорее бежать в душ, дабы смыть эту
«правду жизни».
Автор пишет:
«он ради правды забывает о красоте. Он теряет зрителя, становится непривлекательным. »
Приведу ещё один пример из жизни.
Группа людей. На небосводе сияет радуга.
Все видят радугу. Один человек не видит.
Все его попытки увидеть эту радугу
ни к чему не приводят.
Он с горечью признаётся, что его глазам
не дано увидеть эту красоту.
Далее можно не продолжать, как бы описали
это состояние природы очевидцы.
И чьё описание природы будет правдой?!
***
Думается, произведение станет привлекательнее,
если мы назовём Литературного героя известным
именем, пусть в шутку.
Но в данном случае, уважаемый Геннадий,
мне мешало (особенно при первом прочтении)
вникнуть в смысл повествования
имя великого творца,
жившего лет на пятьсот раньше вашего Литературного героя
На мой взгляд, кроме умаления известного
имени это ничего не дало.
В большинстве своём, Геннадий, наша молодёжь не
углубляется в историю искусств...
***
Кто наш Литературный герой?
Талантливый, но без стержня, т.е. безвольный
человек.
Пока рядом была его «подпорка»
в виде жены, он творил.
Ушла жена, он согнулся, хорошо хоть
не сломался.
Подсознательное, по тексту Литературный герой - атеист,
устремление к Отцу небесному,
память его Души, привела Литературного героя к
ступеням Храма. (В этом месте я
аплодирую автору! И умышленно
не развиваю затронутую тему,
слишком велика.)
Всевышний услышал бессловесную
молитву его Сердца.
И художнику была
послана новая «подпорка».
Вы скажете, что это цинично с моей
стороны - таким образом говорить
о любви мужчины и женщины.
Но посмотрите сами, Геннадий,
ваш Литературный герой есть безвольное существо.
Которое только и ждёт, что его
кто-то помоет и поддержит.
Мужчина привлекателен, да и
женщина – своей цельностью,
своей независимостью от непогоды
Жизни. Все мы приходим и уходим.
И это колесо вращается до бесконечности.
Вчера смотрела подводные съёмки
затопленных у берегов Японии
городов Атлантиды, которым не десятки
тысяч, а сотни тысяч,
возможно, и миллионы лет.
Какая архитектура, какой высокий
уровень цивилизации! Предположение,
что город был затоплен из-за смещения оси
Земли. Что происходит и в наше время.
Всё это говорит о бренности Бытия.
И на это краткое мгновение в Вечности
стоит ли так привязываться к своей
подруге, чтобы деградировать после её ухода?!
Человек прежде всего человек, и
писатель своим мастерством направляет
мысль читателя в то или иное русло.
Далее появилась мистическая нить.
Литературный герой вырвался из плена своего порока,
а в итоге потерял свой талант. Потом
обнаружился новый талант копииста
и переделывателя чужих картин.
Толпы авторов за спиной. И все ждут,
чтобы новый творец написал их
портреты в копиях их же картин.
« Образно говоря, он создавал дома, чтобы поселить в них бедные мятущиеся души художников иных времен. Теперь ему не было покоя: все они толпами приходили к нему по ночам, следовали за каждым его шагом: нищие, преданные, осмеянные, обманутые. И они находили свои дома в созданных Леонардом картинах. Находили и успокаивались. Обретали покой»
... Беру паузу.
***
Автор завершает своё повествование
словами:
«От многого можно отказаться ради других, ради ближних или дальних, поскольку подлинная жертва не признает ни пространства, ни времени…»
И здесь же задаёт себе и
читателю вопрос: «От многого, но от рая?..»
Полагаю, Человек не может отказаться
от Рая иначе, как своим образом жизни на Земле.
Если же он творил на благо других людей,
пусть «сказочно», как в данном произведении,
он заслужил этот Рай.
Ведь вы же сами пишете, уважаемый
Геннадий Иванович, что человек принёс себя в
жертву, а это и есть прямой путь в Рай, если
человек живёт ради счастья других людей.
***
У вас родилось, очередное философское творение.
Оно не оставляет равнодушным, не даёт пройти мимо,
призывает задуматься, а где-то и
поспорить с автором. Единой нитью сквозь
всё произведение протянута линия
жизни талантливого художника.
То, что я сказала, является лишь
маленькой верхушкой айсберга от того,
что можно было здесь написать.
Предлагаю, уважаемый Геннадий,
определиться с понятиями, уточнить:
«красота», «правда», «правда жизни».
Завершу своё маленькое «выступление»
словами гения английской литературы
Джона Китса: «Красота есть правда, правда — красота; это все, что человек знает на земле и что он должен знать».
Желаю вам, Геннадий, продолжать писать честно, правдиво,
помнить о красоте.
И почаще видеть радугу на небосводе.
Попова Марина 26.02.2012 14:15 •
Спасибо! Здесь мне такого еще не писали! С уважением Геннадий
Геннадий Лагутин 27.02.2012 14:35
Ссылка
В поисках Рая (Геннадий Лагутин) / Проза.ру (proza.ru)
© Copyright: Попова Марина, 2022
Свидетельство о публикации №222050700202