Найти тему
Марина Попова

Рецензия "В поисках Рая"(Геннадий Лагутин), Попова Марина

Рецензия на рассказ "В поисках Рая" (Геннадий Лагутин)

Попова Марина

Рецензия на «В поисках Рая» (Геннадий Лагутин)

«Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке.»
Эрнест Миллер Хемингуэй.
Повторюсь.
Я не претендую на истину.
Хотите узнать моё мнение,
уважаемый Геннадий Иванович, поэтому и пишу.

***
Заинтересовало то, как вы пытаетесь решить
извечный вопрос всех писателей,
художников: «Как писать?»
Литературный герой (Л.Г.) приходит к неожиданному выводу:
«В душе художника – понял Леонард – всегда две силы: красота и правда. Стремясь к красоте, он потеряет себя, свой облик, свою судьбу. И… станет неинтересен!»
***
Каждому писателю грезится, что его
рукой сам Господь водит.
Предположим, все писатели лишь
«кисточки в руках Господа»,
в таком случае откуда
появляются человеческие
творения, несущие разрушение и
хаос в сознание людей?!
В песне-притче Светланы Копыловой
«Художник и вор» есть интересная мысль:
«Господь писателю даёт талант и... свободу выбора»
Вот здесь-то, думаю, и кроется тайна.
Куда направит человек свой талант,
чему он будет служить, тому и будут
служить плоды его творчества.
***
Считаю,
нельзя противопоставлять
Правду и Красоту.

Постараюсь лаконичнее.
Скорее всего, уважаемый Геннадий Иванович,
вы это имели в виду:
«Мусоргский уподоблял свое
творчество «живой беседе с людьми»
и считал своим долгом говорить
людям правду, которую он
противопоставлял самодовлеющей
красоте чистого искусства»
«Вокальные циклы, лучшие романсы и
песни Мусоргского также одушевлены
стремлением к достоверному воссозданию
жизни во всем ее многообразии»
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=654009
Я полагаю, пример с композитором
выглядит убедительнее.
Мусоргский описывал правду Жизни, ничего не
приукрашивал, а в результате создал
«глубоко оригинальный, выразительный
музыкальный язык, отличающийся острой
реалистической характерностью, тонкостью
и многообразием психологических оттенков»
http://musorgskiy1839.narod.ru/
В отличие от авторов, которые так пишут о
правде жизни, что после прочтения их опусов
хочется скорее бежать в душ, дабы смыть эту
«правду жизни».
Автор пишет:
«он ради правды забывает о красоте. Он теряет зрителя, становится непривлекательным. »
Приведу ещё один пример из жизни.
Группа людей. На небосводе сияет радуга.
Все видят радугу. Один человек не видит.
Все его попытки увидеть эту радугу
ни к чему не приводят.
Он с горечью признаётся, что его глазам
не дано увидеть эту красоту.
Далее можно не продолжать, как бы описали
это состояние природы очевидцы.
И чьё описание природы будет правдой?!
***
Думается, произведение станет привлекательнее,
если мы назовём Литературного героя известным
именем, пусть в шутку.
Но в данном случае, уважаемый Геннадий,
мне мешало (особенно при первом прочтении)
вникнуть в смысл повествования
имя великого творца,
жившего лет на пятьсот раньше вашего Литературного героя
На мой взгляд, кроме умаления известного
имени это ничего не дало.
В большинстве своём, Геннадий, наша молодёжь не
углубляется в историю искусств...
***
Кто наш Литературный герой?
Талантливый, но без стержня, т.е. безвольный
человек.
Пока рядом была его «подпорка»
в виде жены, он творил.
Ушла жена, он согнулся, хорошо хоть
не сломался.
Подсознательное, по тексту Литературный герой - атеист,
устремление к Отцу небесному,
память его Души, привела Литературного героя к
ступеням Храма. (В этом месте я
аплодирую автору! И умышленно
не развиваю затронутую тему,
слишком велика.)
Всевышний услышал бессловесную
молитву его Сердца.
И художнику была
послана новая «подпорка».
Вы скажете, что это цинично с моей
стороны - таким образом говорить
о любви мужчины и женщины.
Но посмотрите сами, Геннадий,
ваш Литературный герой есть безвольное существо.
Которое только и ждёт, что его
кто-то помоет и поддержит.
Мужчина привлекателен, да и
женщина – своей цельностью,
своей независимостью от непогоды
Жизни.
Все мы приходим и уходим.
И это колесо вращается до бесконечности.
Вчера смотрела подводные съёмки
затопленных у берегов Японии
городов Атлантиды, которым не десятки
тысяч, а сотни тысяч,
возможно, и миллионы лет.
Какая архитектура, какой высокий
уровень цивилизации! Предположение,
что город был затоплен из-за смещения оси
Земли. Что происходит и в наше время.
Всё это говорит о бренности Бытия.
И на это краткое мгновение в Вечности
стоит ли так привязываться к своей
подруге, чтобы деградировать после её ухода?!
Человек прежде всего человек, и
писатель своим мастерством направляет
мысль читателя в то или иное русло.

Далее появилась мистическая нить.
Литературный герой вырвался из плена своего порока,
а в итоге потерял свой талант. Потом
обнаружился новый талант копииста
и переделывателя чужих картин.
Толпы авторов за спиной. И все ждут,
чтобы новый творец написал их
портреты в копиях их же картин.
« Образно говоря, он создавал дома, чтобы поселить в них бедные мятущиеся души художников иных времен. Теперь ему не было покоя: все они толпами приходили к нему по ночам, следовали за каждым его шагом: нищие, преданные, осмеянные, обманутые. И они находили свои дома в созданных Леонардом картинах. Находили и успокаивались. Обретали покой»
... Беру паузу.
***
Автор завершает своё повествование
словами:
«
От многого можно отказаться ради других, ради ближних или дальних, поскольку подлинная жертва не признает ни пространства, ни времени…»
И здесь же задаёт себе и
читателю вопрос: «От многого, но от рая?..»
Полагаю, Человек не может отказаться
от Рая иначе, как своим образом жизни на Земле.
Если же он творил на благо других людей,
пусть «сказочно», как в данном произведении,
он заслужил этот Рай.

Ведь вы же сами пишете, уважаемый
Геннадий Иванович, что человек принёс себя в
жертву, а это и есть
прямой путь в Рай, если
человек живёт ради счастья других людей.

***
У вас родилось, очередное философское творение.
Оно не оставляет равнодушным, не даёт пройти мимо,
призывает задуматься, а где-то и
поспорить с автором. Единой нитью сквозь
всё произведение протянута линия
жизни талантливого художника.
То, что я сказала, является лишь
маленькой верхушкой айсберга от того,
что можно было здесь написать.
Предлагаю, уважаемый Геннадий,
определиться с понятиями, уточнить:
«красота», «правда», «правда жизни».
Завершу своё маленькое «выступление»
словами гения английской литературы
Джона Китса: «Красота есть правда, правда — красота; это все, что человек знает на земле и что он должен знать».
Желаю вам, Геннадий, продолжать писать честно, правдиво,
помнить о красоте.
И почаще видеть радугу на небосводе.


Попова Марина   26.02.2012 14:15   •   


Спасибо! Здесь мне такого еще не писали! С уважением Геннадий

Геннадий Лагутин   27.02.2012 14:35
Ссылка
В поисках Рая (Геннадий Лагутин) / Проза.ру (proza.ru)

© Copyright: Попова Марина, 2022
Свидетельство о публикации №222050700202

Рецензии, отзывы (на рассказы писателей), статьи
Рецензия-"Немая. Любовь", (Игорь Кручко), Попова Марина
Попова Марина, художница, писательница6 ноября 2022