У полотен символистов нет единственного варианта прочтения. Каждый зритель понимает их по-своему. Научимся отличать картины символистов от похожих произведений 20 века и попробуем лучше разобраться в самих себе через мистические и иногда странные смыслы символизма.
Cимволизм в искусстве — что это?
Символизм — одно из крупнейших направлений искусства рубежа 19 и 20 веков. Его возникновение связано с желанием художников отойти от академических эталонов, которые были созданы еще в эпоху Возрождения. Мастера этого времени увидели совершенно новый мир: промышленная революция, прогрессивные идеи Фрейда о бессознательном, очередной кризис духовности и ослабление роли церкви. За этими изменениями должно было пойти и искусство.
Как узнать символизм?
Символизм сложно определить как единый стиль. Художники-символисты не привязывались к технике, поэтому узнать их по мазку вряд ли получится. Но несколько общих особенностей все-таки есть:
- Символисты не работали на пленэре. Их мало интересовала окружающая действительность, они исследовали тонкую грань между мирами: реальным и вымышленным, идеальным.
- Любили пастельную серовато-голубоватую гамму. У символистов все будто подернуто дымкой сна.
- Использовали технику клуазонизма. Изобретенная Гогеном, она предполагала нанесение цветов однотонными пятнами, между которыми накладываются четкие изогнутые линии. Похоже на перегородчатую эмаль.
- Главные темы — смерть, любовь, грех. Часто встречается эротический подтекст.
- Ключевой элемент — это символ. Они заимствовались из Библии
или мифологии вместе с мистицизмом, к которому открыто тяготели символисты.
Какие художники творили в символизме?
Родина символизма в живописи — Франция, а отцом-основателем можно назвать Пьера Пюви де Шаванна. На его полотнах часто сложно понять, что именно происходит: художник отодвигает на второй план сюжет, обращаясь преимущественно к ощущениям. Так, в работе «Почтовый голубь» необязательно знать, что картина посвящена осаде Парижа пруссаками. И без этого ясно: речь идет о войне. А символ женщины
в траурном наряде для каждого имеет свое прочтение: мать, оплакивающая своих сыновей, или Франция в агонии военных действий.
Морис Дени — символист, ставший участником объединения Наби.
У набидов было что-то вроде культа: они смешивали мистицизм, восточные верования и христианство в стремлении отыскать универсальный художественный праязык. Так, полотна Дени насквозь пропитаны мистицизмом.
Но среди набидов были и так называемые «интимисты». На их картинах не религиозные истории, а реальная жизнь: интерьеры, женщины за туалетом или работой, дети. Например, таково творчество Пьера Боннара и Эдуара Вюйара.
В творчестве другого символиста Гюстава Моро главная тема — женская природа с ее тайнами и роковой красотой. Среди его героинь Елена Троянская, Леда, Клеопатра, Пасифая. Моро активно и смело экспериментировал с цветом, особенно это заметно в его трактовке фонов. Полотна Моро фантазийны. Как раз за это его любил Сальвадор Дали, поэтому Моро иногда даже называют предшественником сюрреализма.
Самый узнаваемый бельгийский символист — Джеймс Энсор. Его родители держали лавку с необычными товарами, поэтому все детство он провел среди масок и статуэток. К тому же, в его родном Остенде часто проводились костюмированные карнавалы. Все эти образы из детства перешли на его полотна. Только праздничные шествия в масках дополнились элементами средневековой «Пляски смерти», ведущей разных людей к единому финалу. Его яркие и безумные работы называют предтечей экспрессионизма.
А был ли символизм в России?
Многие русские художники касались символизма, но единственным истинным представителем направления стал Виктор Борисов-Мусатов. Он любил писать старинные усадьбы и женщин в старинных платьях. Но несмотря на тягу к «тихой роскоши» прошлого, сам художник бедствовал всю жизнь. У него не было денег на натурщиц и переезд в столицу, поэтому большую часть жизни он провел в родном Саратове.
Восхищаясь творчеством Бориса-Мусатова, саратовские художники создали объединение «Голубая роза». В группу входили полтора десятка человек, а ядро составили местные художники Павел Кузнецов, Пётр Уткин и скульптор Александр Матвеев. Они позаимствовали у старшего земляка серо-голубые, пастельные и нежные тона. Меценат Николай Рябушинский отлично разрекламировал картины «голуборозовцев»: благодаря его активной помощи эти полотна выставлялись рядом с работами Гогена
и Ван Гога.
Как не спутать символизм с модерном?
Но не только символизм в этот период выступил против надоевших основ академизма. С таких же позиций выступал, например, модерн. Эти направления развивались одновременно в одних и тех же странах,
в их рамках часто работали даже одни и те же художники. Как тогда
их отличать?
Модерн — это большой стиль, который зародился в недрах архитектуры, поэтому в нем особенно важна форма. Отсюда его основные характеристики: активная работа с линией, декоративизм, природные мотивы, любовь к орнаменту. А символизм вышел из поэзии — искусства образности и впечатлений. Поэтому в символизме на первом месте не форма, как мы выяснили, она может быть различной, а содержание, смысл.
Вот две работы. Только одна из них символизм. Угадаете, какая?
Здесь все понятно! Но во многих работах с выбором будут проблемы, ведь модерн может сплетаться с символизмом. Например, в известном «Поцелуе» Густава Климта. По форме это модерн: линейность, богатый колорит и нарочитая декоративность. Но глубинное содержание отражает взгляды символистов: орнаменты одежд имеют символическое звучание — у мужчины пестрит брутальными прямоугольными формами, а у женщины — круглыми.
Чтобы поближе познакомиться с модерном, можно прочитать наш материал «Модерн в 5 вопросах и ответах».
А какие книги о символизме можно почитать?
Символизм — направление непростое. О том, что помещать в его рамки, искусствоведы спорят до сих пор. Чтобы разобраться в теме детальнее, рекомендуем посмотреть несколько книг.
- «Символизм». Норберт Вольф. Альбом по символизму из серии «Малая история искусств» с иллюстрациями Ташен.
- «Символизм в изобразительном искусстве». В. А. Крючкова. Первая монография в отечественном искусствоведении, посвященная символизму.
- «Символизм в русской живописи». А. А. Русакова. Альбом издательства «Белый Город».
- «Немецкий и австрийский символизм». И. Е. Светлов. Книга о наиболее видных представителях символизма — Бёклине, Штуке, Клингере, Климте, Шиле.
- «История русского символизма». Аврил Пайман. Взгляд английской переводчицы и искусствоведа на искусство Серебряного века.
Символизм — это сложное направление, заложившее основу искусства 20 века. Он до сих пор привлекает зрителя попыткой ответить на вечные вопросы о любви, рождении и смерти. Мистицизм и эмоциональный, эротический подтекст создает в сознании смотрящего целый спектр ассоциаций и идей, для каждого своих.
Посмотреть на работы символистов и попробовать найти свой смысл в символах можно в Третьяковской галерее, Русском музее или Эрмитаже. Банк ВТБ поддерживает развитие этих музеев и помогает организовывать масштабные выставочные проекты.